Если театр начинается с вешалки, то Ереван — с театра. С
Государственного театра оперы и балета им. А. Спендиарова, если говорить
официально. Или с Оперы — так называют ереванцы и сам театр, и
прилегающий к нему сквер.
Без Оперы Ереван немыслим, как Москва без Красной площади и как
Санкт-Петербург без Эрмитажа. Опера — это центр. Во всех смыслах этого
слова. Здесь пересекаются все главные городские маршруты, здесь
пульсирует жизнь города, здесь ереванцы встречаются, отдыхают и именно
здесь полностью ощущают себя ереванцами. В некотором смысле Ереван
начинается с Оперы.
Здание Оперного театра было спроектировано
архитектором Александром Таманяном в 1935 году. Римский Колизей —
первое, с чем ассоциируется круглая многоярусная конструкция с
колоннадой. Но, присмотревшись внимательнее, понимаешь, что это скорее
современный Звартноц. Элементы орнамента и архитектурные детали именно
этого армянского храма VII века Таманян стилизовал при проектировании
здания, в котором расположились Театр оперы и балета и Большой зал
филармонии. На крыше — старое, видавшее виды электронное табло,
показывающее время и температуру воздуха. Говорят, что в жару термометр
безбожно врет, а вот на часы пока никто не жаловался.
Сквер вокруг
Оперного театра ограничен четырьмя центральными улицами Еревана —
проспектами Маштоца и Саят-Новы, улицами Туманяна и Терьяна. Попав на
этот рукотворный «островок», забываешь, что находишься в самой гуще
современного города, всего в нескольких метрах от шумных, вечно
запруженных машинами центральных улиц. На небольшом пространстве вокруг
театра сразу четыре памятника — композиторам Араму Хачатуряну,
Александру Спендиарову, Арно Бабаджаняну и поэту Ованесу Туманяну. Фраза
из популярного фильма «Кто ж его посадит — он же памятник!..» здесь не
работает — все памятники «сидят». Да и зачем стоять в месте,
располагающем к отдохновению?! Гораздо приятнее сидеть в освежающей тени
платанов…
Кроме четырех «мужских памятников», в Оперном сквере
стоит и пятый — парковая скульптура, изображающая женщину, играющую на
арфе. История этой скульптуры довольно трагична — простояв у Лебединого
озера почти полвека, в холодную темную зиму 1993 года она стала жертвой
охотников за цветными металлами — ей отпилили руку. Но в результате
упорных поисков отпиленная рука была все-таки найдена сотрудниками МВД.
Впоследствии скульптуру восстановили, однако «шрам» от «пластической
операции» остался.
Нетрудно заметить, что памятники композитору
Александру Спендиарову и поэту Ованесу Туманяну на площади перед Оперой
выполнены в идентичной манере, что не случайно — эти два человека стоят у
истоков современной армянской оперы. Именно по сюжету поэмы Туманяна
«Взятие Тмкаберда» Спендиаров написал музыку. Так в 1933 году родилась
первая армянская опера — «Алмаст». Неизвестно, знают ли об этом
современные ереванские дети, но оперная площадь давно облюбована ими для
своих целей — это отличная площадка для катания на велосипедах и
роликовых коньках. Классика классикой, а площадь живет и сегодняшним
днем: в праздничные дни она превращается в открытую концертную площадку,
вмещающую не одну сотню тысяч человек.
Чугунная решетка ограды
сквера Оперного театра — традиционное место размещения театральных и
музыкальных афиш города. Просто пройдитесь метров пятьдесят вдоль
ограды, и вы будете знать все о культурной жизни города на ближайший
месяц.