Николо-Дворищенский собор (Новгород)
Время создания: 1113—1136
гг.
Храм был возведен
повелением сына Владимира Мономаха — Мстислава. Собор являлся дворцовым
храмом: его клир подчинялся не новгородскому владыке, а князю.
Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле
новгородского Торга, где расположены еще девять церквей. Никольский храм
представляет собой большую парадную постройку (23,65 х 15,35 м) с
пятью главами и высокими апсидами, что является следом явного подражания Софии
в городском кремле. Фасады церкви просты и строги: они расчленены плоскими
лопатками и завершены безыскусными закомарами. По своей планировке храм близок к такому киевскому памятнику,
как собор Печерского монастыря: шесть крестчатых
столбов делят внутреннее пространство на три нефа, из которых средний намного
шире боковых. В западной части церкви расположены обширные хоры-полати для
княжеской семьи и дворцового окружения. Вскоре после постройки
Николо-Дворищенский собор был расписан фресками. От росписи сохранились лишь
небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в
центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене. Стилистически они
близки к киевской стенописи начала XII века.
Рождественский собор Антониева монастыря (Новгород)
Время создания: 1117 г.
В 1117 году в монастыре
был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы. Каменных дел мастера
возводили строения из местного дешевого, грубо обработанного камня, связывая
его известняковым раствором с примесью толченого кирпича. Неровности стен
выравнивали при помощи кирпичных прослоек из плинфы. Наиболее важные в
конструктивном отношении части храма (своды, подпружные арки, арочные
перемычки) выкладывались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым
рядом. С северо-западного угла к церкви была пристроена выступающая из общего
кубического объема цилиндрическая лестничная башня, ведшая на хоры, позднее
стесанные. Башню венчает глава. Всего у собора три главы. Изначальный облик
Рождественского собора отличался от его современного вида. С трех сторон к
древней церкви были пристроены низкие галереи паперти. Внутри собора, главным
образом в алтарной части, сохранились фрагменты фресок 1125 года. Собор сближают с княжескими традициями храмового зодчества
пропорции плана, башня с винтовой лестницей, примыкающая к северо-западному
углу, приподнятые хоры и общий завышенный объем постройки.
Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород)
Время создания: 1119
г.
Храм построен стараниями
Всеволод Мстиславич. Сохранилось также имя создателя храма - им был «мастер
Пётр» . Это шестистолпный храм с хорами, на которые
ведет лестничная башня. Формы храма просты и
незамысловаты, однако смотрится он очень эффектно. Собор несет три асимметрично
расположенные главы. Одна из них расположена на квадратной башне, пристроенной
к основной постройке. Главы церкви сдвинуты на запад, что совершенно не
характерно для православных храмов. Стены собора
сложены на растворе цемянки из едва отесанных камней, которые чередуются с
рядами кирпичей. Точность рядов не выдержана: кое-где кирпичи заполняют
неровности в каменной кладке и местами поставлены на ребро.
Верха церкви покрывали
свинцовые листы. Собор фактически лишен декора, если не считать лаконичных
плоских нишек. На центральном барабане они вписаны в аркатурный пояс. Интерьер
собора впечатляет своим величием и торжественной устремленностью храмового
пространства вверх. Крестчатые столбы, арки и своды столь высоки и стройны, что
не воспринимаются как несущие опоры и перекрытия.
Храм вскоре после
постройки был обильно расписан фресками, которые не дошли до нашего времени.