Тема нравственного падения, духовной смерти "хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.
Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.
- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в "прореху на человечество”?
- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.
- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.
Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.
Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.
Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.
В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.
Гоголь с горечью восклицал: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.