Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? А. С.
Пушкин был безусловно прав, когда утверждал, что гений и злодейство —
«две вещи несовместные» . В самом деле, что такое гений? Это творческая,
а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же,
любое злодейство — это, безусловно, разрушительное, деструктивное
деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не
случайно то, что литературные образы-символы зла — гётевский
Мефистофель и лермонтовский Демон — несли с собой смерть и разрушение. В
частности, Мефистофель погубил Маргариту вместе с ее ребенком, а Демон —
Тамару.
Злой гений — нонсенс. Это всё равно как мать, убивающая своего ребенка.
Если
гений и злодейство порой и соединяются в одном человеке, то это говорит
не об их совместимости, а о раздвоенности данного человека как
личности. Такое, к сожалению, иногда бывает…
Нечто подобное
пушкинскому утверждению в том или ином виде высказывали самые разные
люди, отмеченные печатью таланта или гения. Например, социолог Питирим
Сорокин писал: «Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что
жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют
создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в
материальном отношении» .
Парафраз пушкинского утверждения недавно
прозвучал в устах замечательной русской киноактрисы Ии Савиной: «Мое
глубочайшее убеждение, что злой, недобрый человек не может быть хорошим
артистом».