Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные
иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о
чём свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в
частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный
французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в.
до н. э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были
уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были до этого захвачены
Римом[1].
В понимании римлян, — пишет историк, — раб ассоциировался с
иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей
расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды
разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении,
согласно которому некоторые расы предназначены для рабства [2].
Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее
кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в.
до н. э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно
содействовало увеличению числа рабов.
Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н. э.). По истечении срока займа
должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался,
суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у
себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев
количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта
на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор
три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга.
Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба
(servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской
территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в
рабство своих детей.
Вместе с тем, в IV в. до н. э. в Риме был принят закон Петелия,
который запрещал обращать в рабство римских граждан — отныне рабами
могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например,
совершение серьёзного преступления) ими могли стать граждане Рима.
Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей
несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое
отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу[3].
С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в
326 г. до н. э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в
последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом
рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в
рабство [4].