Художник Валентин Серов. 1865—1911 гг. Биография и картины.
В доме родителей русского живописца Валентина Александровича Серова, известных в Петербурге музыкантов, всегда царила атмосфера искусства; впитав с рождения этот дух, мальчик уже в детстве принял решение посвятить себя творчеству.
На свет будущий художник появился 7 января 1865 в Петербурге. Беззаботное детство Валентина закончилось со смертью отца в 1871 г. Тут же последовала жизнь в коммуне, правда, непродолжительная, где и проявилось его художественное дарование.
В 1874 Валентин, уже бравший уроки рисования у немецкого гравера Кёппинга, начинает обучаться живописи в Париже у И. Репина.
В следующем году юноша возвращается в Россию, и впервые попадает в имение Мамонтова в подмосковном Абрамцево; здесь в семье великого мецената он вскоре станет почти родным. В этой своеобразной колонии искусства продолжатся занятия с Репиным, состоится знакомство со многими известными живописцами.
После поездок с наставником по югу Украины, предпринятых летом 1880, Серов осенью начинает занятия в Академии художеств в Петербурге, где будет обучаться до 1885.
Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево, и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой, известный как «Девочка с персиками» (1887), и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Запечатлеть юность и красоту, Серову удалось приемами импрессионистской живописи, но как утверждают специалисты, с этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889.
В начале 1890-х портретный жанр становится приоритетом в творчестве Серова, но теперь художник больше сосредотачивается на психологической характеристике модели, феноменально ухватывая суть характера. Преимущественные герои его произведений – известные личности мира культуры, высшая знать, представители императорской фамилии. В этих портретах Серов отказывается от многокрасочности, приглушает тона, и только в композиционном построении работ, еще заметен импрессионистский «след».
В позднем творчестве художника, наступившим с приходом 1900-х, у Серова возобладали модернистские «настроения», окончательно вытеснившие «остатки» импрессионизма, но его искусство по-прежнему реалистично. 22 ноября 1911, Серов спешил к особняку князя Щербатова, заказавшего портрет своей супруги – Полины, но по пути, художника сразил приступ стенокардии, не оставивший ему шансов на жизнь.