А. П. Чехов — один из величайших мастеров
короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему
“маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную
проблему человеческого бытия.Серость, мелочность, мещанство,
“футлярная жизнь” — все то, что так ненавидел Чехов, непримиримым врагом
чего являлся, поглотили общество конца XIX века, проникли во все
стороны человеческой жизни. Именно этому посвящена трилогия, состоящая
из рассказов “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.В
последнем рассказе Чеховым ставится вечный вопрос: что важнее для
человека — личное счастье или устоявшаяся, привычная, порой
бессмысленная жизнь. Выбор, сделанный героями рассказа Алехиным и Анной
Алексеевной, их отказ от любви ради повседневной жизни, характеризуют
взгляды всего общества того времени.То, что Алехин и Анна
Алексеевна полюбили друг друга, не вызывает удивления. Два образованных
добрых человека, одинаково неудовлетворенных сложившейся жизнью, не
могли не увидеть друг в друге близкого человека. Но ни у Алехина, ни у
Анны Алексеевны не хватило мужества отказаться от привычного уклада,
что-то изменить в себе. Алехин, человек городской, привычный к общению с
образованными людьми, к умственному труду, живет в деревне, занимается
сельским хозяйством работает в поле вместе с мужиками, у него не
остается времени даже на чтение газет. Сначала он вынужден заниматься
имением, чтобы расплатиться с долгами отца, но потом такая жизнь
становится для него привычной и Алехин не хочет ее менять. Поэтому он
отказывается от любви Анны Алексеевны, и в то же время оправдывает этот
отказ своей рутинной жизнью: “Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я
мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная
жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был
знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной
будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще
более будничную”. Но никаких попыток изменить свою “футлярную жизнь”
Алехин не предпринимает.Анна Алексеевна несчастна по-своему:
нелюбимый, духовно неразвитый муж, серая будничная жизнь, которая не
оставляет никаких впечатлений, угасающая, никем не признанная красота. В
лице Алехина она находит духовно близкое, понимающее ее существо, но
признаться ему в любви, а тем более быть с ним, она не может: ее так же
не пускает “футляр”.О ничтожности человека перед условностями
общества Алехин говорит еще в начале рассказа, когда передает историю
любви повара Никанора и Пелагеи.Пелагея любит Никанора, но не
хочет выходить за него замуж, потому что он пьяница и “буйного нрава”,
она предпочитает “жить так”. Но Никанор, ссылаясь на “набожность” и
“религиозные убеждения”, хочет жениться на Пелагее. На самом деле он
боится идти против устоев общества и “набожность” его — это страх не
перед Богом, а перед людским судом.Человек загнан обществом в
“футляр”. И особенно хорошо Чехов демонстрирует это на примере Алехина,
который, казалось бы, хочет изменить свою однообразную жизнь, вырваться
из “футляра”, но в то же время не решается расстаться со спокойствием и
удобствами устоявшейся жизни.Анна Алексеевна тоже предпочитает
“футлярное” существование и не решается на перемены. Она хочет любви, но
серая, привычная жизнь с мужем и детьми ближе и понятнее ей, чем новая,
в которой, скорее всего, она будет отвергнута обществом, не прощающим
любых попыток разрушить существующие порядки. Анна Алексеевна злиться
из-за нерешительности и на себя и на Алехина. Она становится
раздражительной и, наконец, вынуждена лечиться от нервной болезни. Лишь
предстоящая разлука заставляет Анну Алексеевну и Алехина признаться друг
другу в любви, но делают они это, понимая, что их признания уже не
смогут ничего изменить.Недавно этот рассказ вдруг стал предметом общественной дискуссии: стоит
ли включать в школьную программу рассказ, воспевающий супружескую
измену. Но как раз измены в рассказе и нет, а есть тоска о несбывшейся
любви. Есть человек, который много лет не решался признаться любимой
женщине в любви, не хотел разрушать чужую семью и причинять горе чужим
детям, а теперь горько раскаивается в том, что поставил что-то выше
любви (а о возможном горе детей уже не вспоминает). Вот и повод
поговорить с детьми: когда герой был мудрее.