Анализ стихотворения Пастернака «Метель»
Природа занимала важнейшее место в творчестве Пастернака. Поэтический пейзаж он всегда стремился дополнить философией, зачастую обращаясь к экзистенциализму. Ключевая тема его лирики — благоговение перед природой, которую Борис Леонидович считал истинным чудом жизни. По мнению большинства исследователей, именно природа — единственная Муза Пастернака, его супруга и вдова, невеста и любимая женщина, тайная собеседница. В творчестве поэта она играла ту же роль, что Россия в творчестве Блока.
Тема метели (бурана, вьюги) встречается еще в ранней лирике Пастернака. Впоследствии он не раз возвращался к ней. В частности, речь идет о произведениях «Оттепелями из магазинов» (1915), «Девятьсотпятый год» (1926), «Город» (1942), «Зимняя ночь» (1946), «После перерыва» (1957), «После вьюги» (1957). Одно из наиболее ярких отображений мотива — стихотворение «Метель», впервые опубликованное в сборнике «Поверх барьеров» 1916 года. Здесь Пастернак с изумительной поэтической мощью демонстрирует противоборство лирического героя с губительными бытийными силами. Художественное пространство, в котором разворачивается действие, — посад. Этим термином изначально обозначалась населенная область, находящаяся за пределами детинца или кремля, но относящаяся к городу. Как правило, там располагались ремесленные слободы, торговые ряды. Мир, изображенный поэтом, не подчиняется человеку. Лирический герой сбивается с пути в чуждом ему посаде, где день не приходит на смену ночи. Вьюга-ворожея предстает перед читателями олицетворением нечистой силы — зловещей, враждебной. Кружением метели обусловлен выбранный поэтом ритмический рисунок — многократный повтор конструкции с союзом.
Интересна реминисценция, на которой строится вторая часть стихотворения. Пастернак упоминает Варфоломеевскую ночь – страшнейшую страницу французской истории. Трагедия произошла в ночь на 24 августа 1572 года, накануне дня святого Варфоломея — католики устроили ужасающую резню гугенотов. Согласно различным оценкам, погибли порядка тридцати тысяч человек. Чтобы католикам было легче определять дома гугенотов, на дверях жилищ протестантов заранее рисовались кресты: «Все в крестиках двери, как в Варфоломееву ночь».
В раннем творчестве Пастернака мотив снега, метели, вьюги служит олицетворением смерти, рока, болезни. Зимние стихии способны разрушать все на своем пути, они никому и ничему неподвластны.