Характерные черты российской политической мысли: • преобладание крайностей радикализма и консерватизма; • односторонность, категоричность неприятие либерализма; • тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций; • своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов; • чрезмерная идеализация и мифизация прошлого – консерваторами, будущего – радикалами; • недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.
1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.).В своем труде “Слово о Законе и Благодати” он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством. Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), “Повесть временных лет” (1113 г.). Главной идеей политической мысли Руси 15-го века – величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории “Москва – третий Рим”, разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в. По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными – турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва – третий Рим, “а четвертому не быти”.
2 этапРазвития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686 – 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов. Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 – 1726). В эпоху “просвещенного абсолютизма”, связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли: • идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; • политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права. Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 – 1790), доказывавший “химерность” равенства и новаций. Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин. Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 – 1802).
3 этап.Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа: • обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России; • критика деспотизма в организации государственной власти; • необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства; • поиск путей развития (самобытный и общеевропейский). Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 – 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 – 1839). Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 – 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 – 1826). Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей: • критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя; • ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа; • огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение. Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 – 1870), В. Г. Белинский (1811 – 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 – 1876), П. Л. Лавров (1828 – 1900), П. Н. Ткачев (1844 – 1885), Г. В. Плеханов (1856 – 1918).