Избирательные реформы XIX века в Великобритании (1832 г., 1867 г., 1885 г.).
Избирательная
реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к
территориальному представительству населения; депутатские места стали
предоставляться в примерной зависимости от количества населения,
проживавшего в городах. Общее количество мест в Палате общин осталось
прежним, но было сделано перераспределение: 56 т. н. «гнилых местечек»
были полностью лишены представительства, еще для 72 оно было сокращено
или изменено. Некоторым значительным городам места в Палате общин были
предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились
новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия,
уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой
деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали
впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход
не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось
избирательное право и держателям земли - копигольдерам (арендаторам), но
с более высоким имущественным цензом – в 50 фунтов. В итоге реформы
количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно
значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также
рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после
промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и
влияния на политику.
Более радикальной стала избирательная реформа
1867 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское
движение 1830 – 1840 гг., в программах и хартиях которого важное место
занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе
реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив,
увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные
округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских
мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или
арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право
собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир
определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости
(проживания в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных.
Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В
социальном отношении право представительства получили отныне не только
земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие,
интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам
избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).
В
итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное
продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права.
Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам
земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и
практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались
возможностей служебной подчиненности или использования офисов под
жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени
и на жителей графств и городов.
Уравнение в правах населения городов
и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885
г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго
пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс.
жителей – посылал двух депутатов, большой – свыше 65 тыс. – трех.
Одновременно частично был ограничен принцип «двойного голосования»
(существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий
собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип
сохранился только для университетов.