1.Борменталь Иван Арнольдович – один их главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», помощник и ассистент профессора Преображенского. Этот юный доктор по натуре принципиально честен и благороден. Он полностью предан своему учителю и всегда готов прийти на помощь. Его нельзя назвать слабохарактерным, так как в нужный момент он умеет проявить твердость характера. Преображенский принял Борменталя в помощники, когда тот был еще студентом на кафедре. Сразу после окончания учебы способный ученик стал ассистентом профессора.
В конфликтной ситуации, возникшей между Шариковым и Преображенским, он принимает сторону профессора и всячески старается защитить его и других персонажей. Шариков когда-то был просто бездомной собакой, которую подобрал и приютил профессор. В целях эксперимента ему были пересажены гипофиз и семенники человека. Со временем собака не просто очеловечилась, но и стала вести себя как человек, как предыдущий хозяин пересаженных органов – вор и рецидивист Клим Чугункин. Когда слух о новом жителе дошел до домкома, Шарику выдали документы на имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова и прописали в квартире профессора.
Борменталь тщательно следил за поведением этого наглого и невоспитанного создания, не гнушаясь даже физической расправы. Ему пришлось на время переехать к профессору, чтобы помочь справляться с Шариковым, которого он в ярости чуть было не задушил. Тогда профессору пришлось провести повторную операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.
2.Профессор Преображеннский Филипп Филиппович - один из главных героев произведения. Гениальный доктор и талантливый ученый. Именно Ф.Ф. решает провести эксперимент на бродячем псе, заменив его сердце на человеческое. Так вместо доброго и ласкового пса Шарика получается пьяница и дармоед Шариков.
Профессор явился для Шарикова первым учителем человечности. Ведь научиться говорить - еще не значит стать человеком! Он хотел преодолеть изначальную звериную сущность своего творения, сделать его высокоразвитой личностью. Ф.Ф., воплощение образованности и высокой культуры, становится выразителем авторских мыслей в повести. По убеждениям это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне прежнего режима, при котором "был порядок" и ему жилось "удобно и хорошо". Ученый очень определенно высказывается о наступившей "разрухе", о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно людей научить элементарной культуре, только тогда разруха исчезнет, будет порядок. Но эта философия профессора терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: "Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет..." Ф.Ф. уверен, что грубой силой в мире сделать ничего нельзя, а особенно так невозможно воспитать ни человека, ни животное. Но, все-таки, он решается на страшный эксперимент, пытается в лаборатории создать человека. И он создал существо с мертвой душой, о чем в дальнейшем невероятно пожалел. Ф.Ф. с ужасом смотрел на творение своих рук, пытался как-то повлиять на Шарикова. В конце произведения он приходит к мысли, что из сложившейся страшной ситуации есть только один выход. Они с помощником, доктором Борменталем, делают обратную операцию - возвращают к жизни доброго пса Шарика.