Известно давно, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни и нашего будущего. Сегодня в России как никогда остро стоит вопрос воспитания детей. Это связано непосредственно с «духовным кризисом», который мы наблюдаем. Похоже, сбывается предвидение философа Ю.А. Шрейдера: «Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столь атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» [2, с. 7]. «Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество, – говорит митрополит Владимир в интервью газете «АиФ». – Каждый седьмой подросток – наркоман, то есть смертник. Юные души не получают противоядие от нравственного растления. И все это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется антивоспитанием...» [1]. Воспитание было и остается актуальнейшей задачей нашего времени.
В условиях модернизации современного отечественного образования общество неизбежно встало перед проблемой преодоления провала в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения и обеспечения приоритета воспитания в целостном образовательном процессе. Это, в свою очередь, вызывает потребность в переосмыслении ценного и необычайно успешного социально-педагогического наследия А. С. Макаренко.
Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике — лекции по методике Антона Семёновича Макаренко. «Педагогическая поэма» была перечитана на несколько раз. Помню, что меня поразило, как за короткий срок один педагог смог из беспризорников и преступников воспитать достойных граждан советского государства.
Наша теория воспитания исходит из того, что недостатки в поведении, антисоциальные привычки и правонарушающие наклонности не заложены в человеке от рождения. Они приобретаются под влиянием нездоровой среды, неблагоприятных условий, а так же в результате ошибок и недостатков в воспитании. Их можно искоренить, изжить в результате изменения условий жизни и путем правильно организованного воспитания и перевоспитания.
Перевоспитание — это трудный и длительный процесс. Известно, что перевоспитывать значительно труднее, чем воспитывать. В процессе перевоспитания приходится изменять, а иногда и вытеснять уже сложившиеся привычки, взгляды, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних. Особенно трудно протекает процесс перевоспитания тогда, когда антисоциальные привычки прочно закрепились в воспитуемом, когда его противоправное развитие зашло слишком далеко. Что делать с социально неадаптированными детдомовцами, с сотнями малолетних преступников, живущих по порочному сценарию: «украл, выпил — в тюрьму»? Брать под копирку чужой опыт или всё же обратить внимание на наработки отечественных педагогов?
Ведущая социально-воспитательная деятельность в авторской системе Макаренко - трудовое воспитание во взаимосвязи с коллективным самоуправлением воспитанников. Но вместе с этим, на наш взгляд, важнейшей задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.