Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.. .
Все говорят о поэзии, все требуют поэзии. Повидимому, это слово для всех имеет такое ясное и определенное значение, как, например, слово «хлеб» , или еще более — слово «деньги» . В самом деле, если я под словом «поэзия» разумею размеренные и зарифменные строчки, заключающие в себе правила добронравия и добродетели, то как вы убедите меня, что поэзия есть воспроизведение, живопись явлений жизни?
Поэзия — искусство звукописи. У слова, подобно живописи, свои краски — это звуки.
Что же такое звукопись? Всезнайка Интернет:
Звукопись — такая организация стиха, когда его звучание соотносится с его содержанием или настроением…
…условный термин для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава фразы изображенной картине или последовательно проведенная система аллитераций, которая подчеркивает образную законченность поэтической фразы.
«Своя рогожа чужой рожи дороже» (русская поговорка) , — игра звуков «р» , «о» и «ж» .
«О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить! » (басня Сумарокова) , — натуралистическое звукоподражание.
«То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался» (басня Крылова «Осел и Соловей») ,
— стих имитирует трели соловья.
Словесный звуковой узор… прием З. был известен в античной поэзии, он же встречается в фольклоре всех народов…
Пользование в стихе приемами З. требует от поэта большого артистического такта. В этом отношении пушкинская З. является образцом фонетической стилистики; например, звуковая характеристика в «Евгении Онегине» шумных старинных балов и балов, современных Пушкину:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам. .
— В общем, алгеброй гармонию уже померили! Звукопись, в узком смысле слова — это лит. прием, а в широком — вся поэзия. Поэты, т. е. специалисты в З. — производят стихи, критики — оценивающие качество З. профессионалы?
— ЗВУКОПИСЬ —ЖИЗНЬ И ДУША ПОЭТА.
Но кто же он, сам поэт, в отношении к прочим людям?
— Это организация восприимчивая, раздражительная, всегда деятельная, которая при малейшем прикосновении дает от себя искры электричества, которая болезненнее других страдает, живее наслаждается, пламеннее любит, сильнее ненавидит; словом — глубже чувствует; натура, в которой развиты в высшей степени обе стороны духа — и пассивная и деятельная. Уже по самому устройству своего организма, поэт больше чем кто-нибудь способен вдаваться в крайности, и, возносясь превыше всех к небу, может быть, ниже всех падает в грязь жизни. Но и самое падение его не то, что у других людей: оно следствие ненасытимой жажды жизни, а не животной алчбы денег, власти и отличий. Эта жажда жизни в нем так велика, что за одну минуту упоения страсти, за один миг полноты чувства, он готов жертвовать всем своим будущим, всеми надеждами, всею остальною жизнию. У него — по выражению Гезиода — .песнь всегда на уме, а в груди сердце беззаботное. . Когда он чувствует приближение бога и обдумывает зарождающееся в нем новое создание, тогда —
Пройди без шума близ него,
Не нарушай холодным словом
Его священных, тихих снов!
Взгляни с слезой благоговенья,
И молви: это сын богов,
Питомец муз и вдохновенья!