Органические причины речевых нарушений

0 голосов
13 просмотров

Органические причины речевых нарушений


Русский язык (113 баллов) | 13 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Это, пожалуй, самый часто задаваемый вопрос. Почему ребёнок поздно заговорил, почему ребенок молчит, почему речевые нарушения у детей в последнее время встречаются всё чаще?

Была свидетелем того, как один воспитатель говорила: «Да, дети хуже стали сейчас говорить, потому что мы мало уделяем им внимания, мало разговариваем с ними».  На самом деле не всё так просто — существует целый ряд причин речевых нарушений, часто встречается и взаимодействие тех или иных неблагоприятных факторов.

М.Е. Хватцев (один из основоположников логопедии) выделил
 органические, социально психологические и психоневралогические причины.

Органические причины — недоразвитие и поражение мозга, а также органические поражения периферических органов речи (например, ринолалия — расщелины нёба).

Функциональные причины — нарушение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Психоневралогические причины — умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и так далее.

Социально-психологические причины — неблагоприятное влияние социума, неправильная речь окружающих людей, психическая травма, педагогическая запущенность.

М.Е. Хватцев также впервые разделил все причины на внешние и внутренние (экзогенные и эндогенные) и особенно подчеркнул их взаимодействие.

Эндогенные — гипоксия плода, воздействие вирусов и лекарственных препаратов на плод, заболеваниия матери во время беременности, травмы и так далее.
Экзогенные — недостаток речевого общения, психотравматическое окружение, билингвизм (двуязычие), неблагоприятное внешнее воздействие в критические периоды развития речи.

Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина пишут, что основные причины патологии детской речи это:

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и другие причины.

2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Крайне некорректно людям со стороны говорить о причинах нарушения речи ребенка. Возможно, во время родов произошли какие-то микро-кровоизлияния в ЦНС ребенка, о которых никто даже не подозревает.
Поиск причины возникновения речевого нарушения нужен не для поиска виновных, а для адекватного и своевременного построения коррекционных мероприятий

(62 баллов)