1) Выберите верные формулировки: а. Части, образующие сложноподчинённое предложение,...

0 голосов
278 просмотров

1) Выберите верные формулировки:
а. Части, образующие сложноподчинённое предложение, неравноправны.
б. Классификация сложноподчинённых предложений строится на уподоблении придаточных частей второстепенным членам предложения.
в. Союзное слово - это служебная часть речи.
г. Союзное слово всегда является членом предложения.
д. Слово КОТОРЫЙ в сложноподчинённом предложении является союзом.
е. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.
ж. Однородные придаточные отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части.
з. Между двумя однородными придаточными, соединёнными союзом и, ставится запятая.

2) Укажите сложноподчинённое предложение (знаки препинания не расставлены):
а. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с тёмным берегом шепталась горная река.
б. Воодушевляясь вымыслом отец сочиняет а я слушаю с замиранием сердца.
в. За окном ничего нет кроме фонарей.
г. Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.

3) В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?
а. Я знаю, что мужество вас не покинет.
б. Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их.
в. Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга.
г. Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

4) В каком случае слово ЧТО является союзным словом?
а. У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.
б. И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
в. И старый пёс, ложась у ваших ног, вдохнёт о том, что тоже занемог.
г. Ничего, голубка Эвредика, что у нас студёная зима.

5) Какую синтаксическую функцию выполняет в предложении союзное слово?
*написать ответ одним словом
Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.

6) В каком предложении подчёркнутое союзное слово является подлежащим?
а. А знаете, какую бы глупость он сделал?
б. От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?
в. Кто знает, чей голос пройдёт сквозь столетия?
г. Да объясните мне, как её похитил Казбич?

7) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
а. Они приехали первыми, поскольку ехать им было недалеко.
б. День пролетел так быстро, точно часы превратились в минуты.
в. Как ни быстро он ехал, на встречу всё же опоздал.
г. Бывают в жизни минуты, когда даже после полного поражения не теряешь надежды.

8) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным дополнительным.
а. И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.
б. Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.
в. Отвлечённые науки потому и называются отвлечёнными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.
г. Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

9) Соотнесите виды обстоятельственных придаточных с предложениями, в которых эти виды можно выделить.

1. времени
2. места
3. причины
4. цели
5. следствия
6. условия
7. уступки
8. образа действия
9. меры и степени
10. сравнительное а. Я говорю негромко и осторожно, потому что я никого не хочу ни обидеть, ни оскорбить.
б. Свидетель мог бы всё это подтвердить, когда бы не был в отъезде.
в. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
г. Там, откуда нельзя уже было видеть окутанный ночной сенью город, светились огни четырёх маяков.
д. Было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета.
е. Пусть роза сорвана, она ещё цветёт.
ж. Вечер был так тих и тёпел, что свечи на террасе и в столовой горели неподвижными огнями.
з. Неприятное предчувствие кольнуло меня, лишь только я глянул на обложку.
и. Он и песню-то такую себе специальную придумал, чтобы не так страшно ему на лесной дороге было.
к. Каждый звук рождал какие-то искры, как капля рождает дрожь воды.

10) Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания.
Начались мои отроческие годы когда особенно напряжённо я жил не окружавшей меня подлинной жизнью а той в которую она преображалась в детских мечтах.


Русский язык (15 баллов) | 278 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ
1. Верные формулировки:
    а) Части, образующие сложноподчинённое предложение, неравноправны.
    б) Классификация сложноподчинённых предложений строится на уподоблении придаточных частей второстепенным членам предложения.
    г) Союзное слово всегда является членом предложения.
   ж) Однородные придаточные отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части.

2. Сложноподчинённое предложение:

   г) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

3. В этом случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова:
    г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.

4. В этом случае слово ЧТО является союзным словом:
    а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда.

5. В этом в предложении союзное слово является обстоятельством:
    Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста.

6. В этом предложении союзное слово является подлежащим:
    б) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас?

7. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
    г) Бывают в жизни минуты, когда даже после полного поражения не теряешь надежды. (минуты КАКИЕ?)

8. Сложноподчинённое предложение с придаточным дополнительным:
     г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.
(узнав ЧТО?)

9. Виды обстоятельственных придаточных в предложениях:
   1) времени: з).
    з) Неприятное предчувствие кольнуло меня, лишь только я глянул на обложку. (КОГДА?)

   2) места: г)
    г) Там, откуда нельзя уже было видеть окутанный ночной сенью город, светились огни четырёх маяков. (ГДЕ?)

   3) причины: а).
     (а) Я говорю негромко и осторожно, потому что я никого не хочу ни обидеть, ни оскорбить. (ПОЧЕМУ?)

   4) цели: и).
      и) Он и песню-то такую себе специальную придумал, чтобы не так страшно ему на лесной дороге было. (ЗАЧЕМ?)

    5) следствия: д).
      д) Было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета.

    6) условия: б).
      б) Свидетель мог бы всё это подтвердить, когда бы не был в отъезде. (ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?)

   7) уступки: е).
     е) Пусть роза сорвана, она ещё цветёт. (НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)

   8) образа действия: в).
      в) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
            (КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?)

   9) меры и степени: ж).
    ж) Вечер был так тих и тёпел, что свечи на террасе и в столовой горели неподвижными огнями. (НАСКОЛЬКО?)

  10) сравнительное: к)

   к) Каждый звук рождал какие-то искры, как капля рождает дрожь воды.    
10. Начались мои отроческие годы, когда особенно напряжённо я жил не окружавшей меня подлинной жизнью, а той, в которую она преображалась в детских мечтах.
 
(205k баллов)