История-рассказ.
Хронист сообщает, что речь папы неоднократно
прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же
нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников
походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы —
крестовыми.
Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что
идут сражаться за святое дело и что их ждёт награда на небесах. Но были и
чисто «земные» причины, побудившие массы людей двинуться на Восток.
В
конце XI века Европа пережила «семь тощих лет» — целую полосу
неурожаев, падежа скота, массовых эпидемий. Начали говорить о конце
света. Отчаяние и голод привели в движение массы людей. В походе на
Восток народ увидел возможность вырваться из бедности, получить землю и
свободу.
Феодалы были наслышаны от купцов и паломников о
несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там
богатую добычу и создать новые владения. Главную силу Крестовых походов
на Восток составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появилось много
безземельных рыцарей — младших сыновей феодалов, не получавших в
наследство ничего, кроме коня и доспехов. Разбогатеть за счёт грабежей и
приобрести земли было для них желанной мечтой.
Крестовый поход
бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму бедные крестьяне. Весной
1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись
нестройные толпы бедняков и нищих.
Они соединились в 5—6 отрядов,
насчитывавших 60—70 тысяч человек. Шли плохо вооружёнными и без
припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом. Подходя к
каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Местное
население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам, истребляло и
преследовало отставших.
ОРДЕН Тамплиеры.
Орден Тамплиеров,
называвшийся еще Орденом Бедных Рыцарей Христа и Святыни Соломона,
основал в 1119 г. в Иерусалиме Хуго де Пайенс. Штаб-квартира ордена
располагалась в крыле иерусалимского дворца князя Балдуина II,
построенного на руинах Храма Соломона. От латинского слова "темплум" -
святилище - орден получил свое обиходное название16. Задачей тамплиеров
являлась охрана пилигримов на участке между Иерусалимом и Яффой.
Подобная охрана требовалась из-за того, что после I Крестового похода
Святой город оказался отделенным от остальных территорий,
контролируемых крестоносцами, главным образом лежащих вокруг Антиохии,
широким поясом земель, находящихся под властью мусульман. К ним
принадлежала и большая часть палестинского побережья. Путешествие из
Иерусалима - со стороны ли берега или из Малой Азии - было, таким
образом, далеко не безопасным предприятием. Без пилигримов сильно
сократилось бы число рекрутов в ордена и количество переселенцев.
Тамплиеры должны были большую опасность превратить в меньшую.
Вначале
братство состояло всего из нескольких рыцарей17. Позже оно, однако,
очень быстро расширило свои ряды. Характерное отличие заключалось в том,
что вступали в него главным образом, французы. Официальное превращение
братства в орден произошло лишь через десять лет после его
возникновения. Правила ордена были утверждены Римским Папой Гонорием II в
1128 г. (в следующем году они были одобрены на Соборе в Труа, а
покровителем ордена стал сам Бернар Клер-восский). Опознавательным
знаком тамплиеров были белые одежды с красным крестом на левой стороне
груди и на левом рукаве.
Тамплиеры приносили традиционные
монашеские обеты: бедности18 (его символ попал даже в герб ордена,
изображающий двух бедных рыцарей, едущих верхом на одной лошади19),
чистоты и послушания. Однако частично они были освобождены от
молитвенного послу шания из-за необходимости защищать достоинство и
свободу святых мест и христиан-паломников. В орден принимали
исключительно неженатых мужчин: холостяков, вдовцов и монахов. Это могли
быть только свободные люди - князья, рыцари, свободные землепашцы
(последние для поступления на нижние уровни - в братья-трудники).
Принимали также и священников, которые исполняли в ордене обязанности
капелланов. Поскольку этот священник не мог проливать кровь, большинство
монастырских братии не принимала священнических обетов. Самой
влиятельной группой в орденах были, конечно, рыцари. Из своей среды они
выбирали Великого Магистра, который подчинялся только Римскому Папе.
Братья-трудники хотя и были сильно ограничены в правах, численностью в
несколько раз превышали рыцарей.
Орден очень быстро получил
крупные пожертвования как в Святой Земле, так и в Европе, главным
образом, во Франции. Одновременно они изменили главный характер своей
деятельности. Забота о паломниках уступила место поддержке иерусалимских
войск и обороне города от нападений турок.
В наши дни, естественно, никаких орденов и походов такого плана не существует