Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере
"Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о
судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о
духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены
наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории
России. После поражения декабристов становится невозможной практически
любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление
замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по
поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не
дающая покоя человеку.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно…
Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
…без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников,
он говорит "мы", испытывая горечь от того, что его поколение:
"К добру и злу постыдно равнодушны…" и "Перед опасностью позорно малодушны…"
Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто
придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго
осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при
этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое
поколение "отцов", прославивших свое время великими подвигами. Он
высказывает острую критику поколения "детей", в пассивности и равнодушии
проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также
выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят
ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
Лингвистический анализ стихотворения.
Автор стихотворения "Дума" - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной
личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума",
"Пророк", "И скучно и грустно"; поэма "Мцыри"). Многие произведения
Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию
стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие
произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке,
изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения - "Дума". В заглавии отражена основная мысль
стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о
судьбах поколения. Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто
размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая,
постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором
проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается
общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное
предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую
нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем",
"познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие
оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую
романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют
слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением
контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в
сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли
плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается
поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это
не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и
интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание
стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет
слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия
поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.