Рукокрылые — наиболее своеобразные из млекопитающих, единственные в этом классе, освоившие активный полет. Вместе с птицами это единственные современные позвоночные, заселившие воздушную среду. Они делят ее, чтобы меньше конкурировать, по времени суток: рукокрылые активны ночью, а птицы главным — образом днем. За способность к полету этих зверьков и прозвали летучими — правда, почему-то мышами: наверное, за небольшие размеры и писклявый, как у мышей, голос.
И действительно, все рукокрылые невелики. Самые крупные из них — летучие собаки — весят около 1,5 кг, а самые мелкие — так называемые летучие мыши-бабочки из Юго-Восточной Азии — чуть больше 2 г. Туловище у рукокрылых покрыто густым коротким мехом буроватого цвета, иногда с пестрым рисункам. Глазки у них чаще всего небольшие, зато уши бывают просто огромными, иногда в половину длины тела.
Отряд рукокрылых — вполне процветающая группа млекопитающих, по разнообразию уступает только грызунам. В нем насчитывается не менее 15 семейств и почти тысяча видов. Их делят на две основные группы — крыланы и летучие мыши. Распространены они практически всесветно, нет их только в Антарктиде. В основном это тропические животные, в умеренных широтах видовое богатство рукокрылых невелико: на территории России обитает менее 30 видов, относящихся к трем семействам.
Основная особенность рукокрылых в том, что, как и у птиц, у них передние конечности превращены в крылья. Только у птиц несущая поверхность образована перьями, плотно налегающими друг на друга, а костные элементы кисти редуцированы. У рукокрылых же крыло — это голая кожистая перепонка, натянутая между удлиненными пальцами кисти и тянущаяся по бокам тела до ступней. У них только один (первый) палец свободен от перепонки: он очень короткий, с когтем, ими зверьки могут цепляться за субстрат. Иногда в эту перепонку заключен и хвост, так что когда зверек расправляет крылья, получается нечто вроде моноплана — одно сплошное крыло с "пассажирской кабиной" из мяса и костей посередине. При этом пальцы "рук" у рукокрылых удлинены настолько, что, если бы они были такой же длины у человека, он смог бы, подняв над головой руку, достать до земли кончиками пальцев.