как раскрывается тема маленького человека в медном всаднике

0 голосов
46 просмотров

как раскрывается тема маленького человека в медном всаднике


Литература (15 баллов) | 46 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ
«Ничтожный герой» - и герой «великий», герой прозаический – и герой 
эпический, частный человек - и олицетворение государственной мощи: 
на этих полюсах держится пушкинская повесть. 

Сюжетная линия Евгения завязывается в 1-й части. 
Он живет на окраине Петербурга, в Коломне, мечтает о будущем семейном 
счастье со своей возлюбленной Парашей, переживает, что из-за наводнения 
он с Парашей будет «дни на два, на три разлучен». Как только стихия утихла, 
Евгений направляется к месту, где жила Параша. Увы! Она погибла, дом ее снесен; происходит ложная кульминация. Разум Евгения не выдерживает; обезумев, он не возвращается к себе на квартиру и бродит, как юродивый, по площадям столицы. 
Такова ложная развязка. 
Ложная – ибо однажды мысли вдруг страшно «прояснились» в нем. 
Евгений вспомнил, как «потоп играл», и себя «на звере мраморном верхом», и того, 

Кто неподвижно возвышался 
Во мраке медною главой, 
Того, чьей волей роковой 
Под морем город основался… 

Ответственность за Россию в поэме Пушкина несет не только Петр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором искони лежал тяжелый труд государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру 
на бронзовом коне, - бунт бессмысленный и наказуемый. Кланяющиеся кумирам становятся их жертвами. 
В поэме два плана и оба истинные. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок мир Петра, была 
дорога и понятна его мечта – «ногою твердою стать при море». Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. 
Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из нее? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению Белинского, Пушкин обосновал трагическое право 
империи со всей ее государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; Но очевидно, что для самого поэта в «Медном всаднике», «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».
(66 баллов)