Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главными и неизменными в этом постижении оставались идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Беременность и роды – таинство, дарованное женщине свыше. Во чреве матери неведомо ни для кого творится новая жизнь.
Священный лик Богоматери. Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона Владимирской Богоматери, созданная в Константинополе в XII веке. Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесло иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан стремились к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, Дева Мария с Младенцем — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» , в которой гениально воплощены идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.