СРОЧНО.СРОЧНО ПОМОГИТЕ ДОКЛАД.СЦЕНАГРАФИЯ КАК ИССКУСТВО И ПРОИЗВОДСТВО.

0 голосов
63 просмотров

СРОЧНО.СРОЧНО ПОМОГИТЕ ДОКЛАД.СЦЕНАГРАФИЯ КАК ИССКУСТВО И ПРОИЗВОДСТВО.


Русский язык | 63 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Сценография как этап развития «художественного оформления» спектакля. В ряде исследовательских работ термин «сценография» трактуется как определенный этап развития театрального искусства. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И. Березкиным в книге «Театр Йозефа Свободы»[1]. В ней автор выделяет в историческом генезисе ряд этапов эволюции и последний этап — от начала века до наших дней — относит к развитию собственно сценографии. «Обособление сценографии выражалось в разработке своих специфических средств выразительности, своего мате­риала — сценического пространства, времени, света, движения». И далее ав­тор пишет: «Сценография утверждала себя как искусство, в хорошем смысле слова, функциональное, подчиненное общим законам сложного синтетичес­кого произведения — спектакля и рас­считанное на теснейшее взаимодейст­вие с актером, драматическим текстом, музыкой. Через эту согласованность действий и раскрываются образы спек­такля».Эта позиция обусловлена тем, что театр XX века требует не только включения декораций в динамику актерской игры, но и постоянного развития всей структуры сценографической образности на протяжении театрального дейст­вия. Декорация в современном спек­такле не есть лишь «Шекспировская надпись, переведенная на язык худо­жественной выразительности», как, на­пример, считал А.А. Брянцев[2], она не просто создает место действия или, более того, пространственную среду, не только помогает актеру найти сос­тояние своего персонажа («войти в роль»), но включается в сценический диалог с актером, зрителем.Тем не менее, закрепление за термином «сценография» только этого значения приводит к недопустимым противоречиям. Утверждение новых задач и возможностей, стоящих перед современным театральным декорационным искусством, идет в данном слу­чае за счет отрицания этой сценографической образности, например у театра с «декорационным направлением» к создании пространственной среды. В таком случае, чтобы быть последова­тельным, нужно или отрицать визуаль­ную значимость театрального образа как необходимого момента художест­венной целостности спектакля, или от­рицать всякий иной театр как истинный, определившийся в системе искусств. Ни то, ни другое невозможно. Ведь, во-первых, если есть пространство, где и посредством чего разворачивается те­атральное действие, то оно уже влияет на образный строй произведения (даже если театр утверждает «аптидекорацию»), и, во-вторых, театр всегда был особым, отличным от других видом ис­кусства, что подтверждается самой историей театра (хотя в научном освое­нии театрального искусства даже V Ге­геля оно предстает еще как искусство исполнительское).Иное дело, что сценография опре­деленной эпохи развития театра, с од­ной стороны, имела в контексте своей культуры только ему характерные осо­бенности (статичность и архитектурность форм в античном греческом те­атре, трехчастное деление пространст­ва сцены по вертикали или четко выра­женное деление по горизонтали в средневековом европейском театре и т. д.); с другой, — сценография данной культуры составляет момент в общей линии развития театрального искусства вообще, и в этом случае можно гово­рить о решении каждым последующим театром новых, более сложных задач.
(194 баллов)