… Впервые громогласно о необходимости создания в трубчевско-суземских лесах, государственного заповедника заявлено было в 1959 году. Все началось с публикации в том году, 4 марта, небольшой заметки в еженедельнике Союза писателей России«Литература и жизнь». «В защиту Брянского леса» — так и называлась эта заметка за подписью подполковника запаса, старшего инструктора Центрального Совета военохотобщества Ив. Дебрина. Вот кусочек из этой статьи: «…Заповедник может стать выдающимся в стране естественным памятником природы… Брянский лес — бесподобная, неповторимая водоохранная зона… Пора подумать о том, как сохранить для народа нашего этот величественный лес».
В ответ на эту статью начальник Главохоты РСФСР Н.В. Елисеев отреагировал без промедления: «В этой короткой заметке, — писал он председателю Брянского облисполкома Ф.Н. Дадонову, — с предельной ясностью изложены величие и красота Брянского леса, его климатическое, водоохранное значение…» И просил высказать отношение области к идее, а при положительном решении обещал помочь специалистами. 9 мая, в победный день, Дадонов известил Елисеева, что возражений нет. Было принято «Решение № 209 от 24 июля 1959 г. об организации государственного заповедника в Брянских лесах на территории Трубчевского района» за подписями председателя райисполкома И. Романенкова и исполнявшего обязанности секретаря А. Гапоненко.
Обследователи установили, что лучшее место — лесной массив на левобережье Десны протяженностью пятьдесят и шириною 18-23 километра: «Массив расположен компактно и разделён на две почти равные части рекой Неруссой… Из общей площади лесхоза 64447 га покрытая лесом площадь составляет 93 процента… В течение пятилетнего периода, при современном оснащении рубок, весь эксплуатационный запас будет истощён, что повлечёт полное уничтожение коренных сосновых типов леса».
Вид на планируемую территорию заповедника «Брянский лес», фото Игоря Шпиленка
Но все эти решения так и остались на бумаге. Брянскому лесу по поводу создания заповедника в те годы торжествовать не довелось…
В 1964 году тлеющие угли шевельнула телепередача «Шуми, шуми, наш Брянский лес», участие в которой принял и профессор Б.В. Гроздов. С экрана были зачитаны и письма в защиту леса, в том числе от именитого земляка, родом из выгоничской Лопуши – поэта Николая Матвеевича Грибачева. В 1969 году брянские ученые Н.А. Обозов и М.Т. Лавров, краевед Л.М. Губанов предложили создать на территории области природный парк. «Для создания парка, — писали в газете „Брянский рабочий“, — нужна прежде всего большая территория, так как в отличие от заповедника, парк предназначается для массового посещения». Под парк они отводили те же леса по левобережью Болвы и Десны — от Рессеты до Ревны, — которые под именем Брянского лесного массива вошли в энциклопедию.