"Век
нынешний" и "Век минувший"
Комедия
А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она
создавалась во время смены одного мировоззрения другим. Ярким завершением этого
процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Основной проблемой произведения
является противостояние двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века
минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего",
выступающего за решительные перемены.
Представителями «века минувшего» являются Фамусов и
лица его круга. Они живут по старинке, поддерживают старые порядки. А «век
нынешний» - Чацкий. Он как представитель молодого поколения поддерживает
изменение порядка и не боится говорить правду в лицо. Чацкий возвращается в
Москву к своей возлюбленной Софье, но видит, что та стала поддерживать взгляды
своего отца, которым он был противник. Столкновение Чацкого с фамусовским
обществом происходит в доме Фамусова, где они случайно встречаются. Между ними
проходит разговор, в котором они оба обмениваются своими взглядами на жизнь.
Чацкий высказал Фамусову всё, что думал о нём и людях его круга. Этим и
началась борьба «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии «Горе от ума». Их
первые противоречия проходят по поводу отношения к службе. Фамусов считает
службу главным доходом, нужно иметь высокое звание и чин и не важно каким
образом ты это получишь. Это значит что для того чтобы быть богатым надо уметь
прислуживаться, тем более, что угодничество и низкопоклонство в фамусовском
обществе считается почётным. Чацкий же имеет такое мнение: «Служить бы рад,
прислуживаться тошно». Люди фамусовского круга не любили его и из-за таких
мировоззрений и считали его сумасшедшим. Причём причиной сумасшествия по их
словам были просвещение, образованность главного героя. Т.к. сами не стремились
к образованию. Например, так об этом отзывается Хлестова:
"И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их;
"Да от ланкарточных взаимных обучений»
Она любят власть, как и другие члены фамусовского
круга, благодаря ей(власти) они имеют крепостных крестьян, причём делают с ними
что хотят:
«…И честь, и жизнь не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»
Чацкий осуждает их крепостнических взгляды,
чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным, ничтожность
интересов… Он критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением
говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание детей в духе
презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его.
Всю страсть души своей он вкладывает в обличение "пустого, рабского,
слепого подражанья".
По событиям в комедии мы видим, что в словах Чацкого
автор обличает все пороки дворянства, т.е. взгляды Чацкого – это взгляды
Грибоедова."Век
нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе
от ума"