На протяжении десятилетий отечественное литературоведение обращалось к анализу «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева в его внетекстовых и интертекстуальных связях. В трудах Г.А Гуковского, П.Н. Беркова, В.П. Семенникова, Л.И. Кулаковой, Г.П. Макогоненко, A.B. Западова, Ю.М. Лотмана, В.А. Западова и других изучались вопросы композиции, текстологии, принадлежности системе литературных жанров и направлений.Культурно-типологическая перспектива радищевской революционной мысли: «Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие», - выявляет ценностный уровень свободы, актуальный для «тотально политизированного» (Ж. Деррида) читателя рубежа веков. С учетом существующих для людей конца XVIII века программ поведения (бытовой «вертеизм» и рационалистическое, стоическое самоубийство) не исключается, а, наоборот, допускается произвольная диспозиция отчуждения личности и социума; такой вектор авторской логики прочтения позволяет реконструировать интеллектуальный контекст создания книги, но главной интенцией деятельности А.Н. Радищева выступает идея созидания добра и стремление объединить единомышленников.Л.И. Кулакова в «Очерках истории русской эстетической мысли XVIII века» формулирует отличия теории А.Н. Радищева от концепций его современников: