Реакцией членов кабинета министров на остракизм со стороны депутатов стало коллективное прошение об отставке. Однако Съезд эту просьбу не удовлетворил: парламентарии не захотели брать на себя ответственность за начавшиеся преобразования, логично посчитав позицию внешнего наблюдателя гораздо более выгодной. Стремясь приостановить разворачивающийся конфликт, Ельцин инициировал вхождение в состав кабинета министров людей, удовлетворявших красных директоров,составлявших большинство в Верховном Совете. Так, в мае 1992 года глава концерна «Газпром» Виктор Черномырдин был назначен вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу, заменив на этом посту Владимира Лопухина, разработавшего программу глубокой структурной реформы ТЭК и являвшегося твердым сторонником демонополизации и приватизации отрасли. Однако этого оказалось недостаточно. Тяжесть ситуации в стране на рубеже 1991-1992 годов делала парламент более сговорчивым с правительством; и наоборот, постепенное улучшение ситуации на потребительском рынке повышало мотивацию депутатского корпуса к открытому противостоянию с кабинетом министров.
К декабрю 1992 года — времени седьмого Съезда народных депутатов — желающих занять премьерское кресло было существенно больше, чем тринадцатью месяцами ранее, когда был сформирован кабинет реформ. К этому моменту в течение шести месяцев исполняющим обязанности председателя правительства являлся Егор Гайдар. Для того чтобы убрать приставку «и.о.», требовалось согласие парламентариев, однако те желали видеть на этом посту другого человека. Предвидя дальнейшее обострение конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти, председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин пришел в кабинет Гайдара на Старой площади и спросил, готов ли тот пожертвовать своей отставкой ради преодоления кризиса двоевластия. Лидер кабинета реформ ответил на это предложение согласием, однако лишь при условии, что договор между президентом и парламентом будет представлять собой не политическую капитуляцию Ельцина, а разумный компромисс. Итогом трехсторонних переговоров стало соглашение о стабилизации конституционного строя,заключенное 11 декабря 1992 года и днем позже одобренное Съездом. Документ предписывал провести 11 апреля 1993 года всероссийский референдум по основным положениям Конституции, а также внести 14 декабря 1992 года в парламент несколько кандидатур на должность председателя правительства для мягкого рейтингового голосования.
На практике была реализована лишь вторая часть этого договора. Действительно,14 декабря 1992 года прошло голосование по нескольким кандидатам в премьеры,из которых один из них — Виктор Черномырдин — затем был выбран президентом и одобрен парламентом. Однако, получив фактическую отставку Гайдара, Съезд отказался от проведения референдума, проголосовав 12 марта 1993 года за отмену постановления о стабилизации конституционного строя. Только после провала попытки импичмента Ельцину 28 марта парламент согласился на проведение референдума, на который в итоге были вынесены вопросы о поддержке президента и социально-экономической политики правительства, а также о необходимости досрочных перевыборов главы исполнительной ветви власти и федеральной легислатуры. Итоги голосования, состоявшегося 25 апреля,оказались полной неожиданностью для парламентариев: большинство граждан высказали доверие президенту (58.7%) и отказались досрочно его переизбирать (49.5%), поддержали курс рыночных реформ (53%), а также выразили желание провести новые выборы народных депутатов (67.2%). Отставка парламента не состоялась во многом потому, что для положительного решения о переизбрании президента и Съезда требовалось получить большинство голосов от общего числа избирателей. Однако если бы у руководства депутатского корпуса имелось хотя бы малейшее представление об исторической ответственности, досрочные выборы парламента стали бы реальностью.