в общем так,нужно сделать разбор анализ стихотворения "туча" Пушкина

0 голосов
24 просмотров

в общем так,нужно сделать разбор анализ стихотворения "туча" Пушкина


Литература (12 баллов) | 24 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Мы обращаемся к стихотворению Пушкина "Туча". Собственно знакомству со стихотворением предшествует биографический материал - рассказ о московском и царскосельском детстве поэта. Мы по учебнику знакомимся с фрагментами из книги П.В. Анненкова о жизни Пушкина. При всем том, что более поздние жизнеописания поэта много достовернее и точнее, свидетельства современника, интонация повествования делают рассказ Анненкова, на наш взгляд, необходимым для первого серьезного знакомства школьников с событиями жизни Пушкина, с особенностями его личности и поэтического творчества. Разумеется, в дальнейшем мы обратимся и к другим биографиям Пушкина, к другим свидетельствам современников, к работам других исследователей. 

В изучении стихотворения мы определяем для себя конкретную учебную задачу и сверхзадачу, связанную с выяснением мировоззренческих особенностей творчества Пушкина. В анализе "Тучи" на первый план выступают вопросы, связанные с рассмотрением времени действия и грамматического времени в композиции стихотворения. 

"Последняя туча" - последнее напоминание о "рассеянной буре" - уже неуместна на "ясной лазури", несвоевременна в "ликующий день". То, что было уместно и своевременно, когда бушевала буря и громыхала гроза, становится лишним после того, как они закончились, когда прошло их время. Поэт в первых двух четверостишиях противопоставляет послегрозовое и грозовое время, тем самым обозначая главную мысль стихотворения - мысль о том, что все в этом мире нужно судить не вообще, а только в конкретной ситуации, туча естественна, а значит, и прекрасна в своей грозной таинственности - и противоестественна, а значит, и нелепа после грозы. 

Третье четверостишие - напутствие туче, воплощение пожелания лирического героя как можно скорее избавить небо от припозднившейся тучи. Ученики, проводя синтаксический разбор входящих в текст предложений, видят, что в первом четверостишии сказуемые выражены глаголами в настоящем времени ("несешься", "наводишь", "печалишь"), а во втором четверостишии - в прошедшем времени ("облегала", "обвивала", "издавала", "поила"). В заключительном четверостишии вслед за мощным началом - выводом из сказанного ("Довольно, сокройся!") в первых двух стихах глаголы в прошедшем времени: "миновалась", "промчалась" (здесь продолжается тема второй строфы), а в третьем и четвертом стихах - в настоящем: "гонит" (это возвращение к первому четверостишию). 

Я прошу указать на слова, в которых выражена главная мысль этой на первый взгляд простой пейзажной зарисовки. После небольшого обсуждения все приходят к выводу: главное здесь - "Пора миновалась..." Мы рассказываем, какую роль в поэтическом словаре Пушкина играет слово пора, приводим фрагменты из произведений поэта: 

Была пора: наш праздник молодой 
Сиял, шумел и розами венчался 
Была та смутная пора 
Когда Россия молодая, 
В боренье силы напрягая, 
Крепчала с гением Петра 

Она пришла, пора стихов, 
Пора любви, веселых снов, 
Пора сердечных вдохновений 

С изменой юности моей 
Пора мне сделаться умней 

Мороз и солнце; день чудесный! 
Еще ты дремлешь, друг прелестный 
Пора, красавица, проснись 

Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит 
Пора пришла, она влюбилась
(811 баллов)