Кулико́вская би́тва происходила 8 сентября 1380 (в 6888 году от сотворения мира) на Куликовом поле, между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечей, в юго-западной части Епифанского уезда Тульской губернии, на площади около 10 км².
В 1380 Мамай решил укрепить свою власть над Московским княжеством, поставленную под угрозу поражением татарского отряда в Битве на реке Вожа, собрал сильную армию и двинулся в сторону Москвы. Великий князь литовский Ягайло шёл Мамаю на помощь. 26 августа выступил, с благословения святого Сергия, и Дмитрий Иванович с братом Владимиром Андреевичем, со многими удельными князьями и с многочисленной армией из Коломны, навстречу Мамаю. 6 сентября московское войско достигло Дона и Непрядвы. Мамай уже более 3 недель стоял близ Непрядвы, ожидая Ягайло. Желая помешать этому соединению, русские князья решили дать битву.
Войско Мамая
Численность войска Мамая
Численность ордынского войска можно определить, исходя из следующего. В 1385 году для похода на Тавриз Тохтамыш со всей территории Золотой Орды собрал армию в 90 тысяч человек. Мамай же господствовал лишь в западной половине Орды. С учетом того, что Мамай в Куликовской битве потерял все свое войско и за пять лет, прошедших с 1380 г. , людские потери в западной половине Орды не могли полностью восполниться, можно предположить следующую численность татарского войска: примерно 70 — 75 тысяч человек.
Русское войско
Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем» В собравшемся войске были представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Подошли войска из Твери, которая постоянно соперничала с Москвой. Также, уже на марше по Рязанщине, к Дмитрию присоединились псковские и брянские полки литовских князей Ольгердовичей, братьев Ягайло.
Собравшиеся силы современники оценивали по-разному. Летописцы говорили о рати в 150—250 тысяч человек. Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.) , подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним) , останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50 — 60 тысяч воинов, из них лишь 20 — 25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества. Это сходится с данными «первого русского историка» В. Н. Татищева о 60 тысячах. В войске было 20 тыс. конных воинов и до 30 тысяч пехоты. Войска были объединены в пять тактических единиц — передовой полк, большой полк, полк правой руки, полк левой руки и засадный полк.
Расположение русских
Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя стали в центре построения. Ими командовал московский боярин Тимофей Вельяминов. На флангах стали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославича и Феодора Моложского. Уступом за левым флангом большого полка, прикрывая с тыла полк левой руки, стала дружина князя Дмитрия Ольгердовича. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. Вверх по Дону в дубраве неподалеку от полка левой руки стал засадный полк во главе с двоюродным братом Дмитрия Владимиром Андреевичем и Дмитрием Боброком-Волынским.
Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. После объезда, в темноте, был выслан в засаду полк Владимира Андреевича и Боброка-Волынского. Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Малика, увидели русские построившиеся войска.
Боевой порядок русских войск как бы заранее предполагал атаку татар на левый фланг, и он укрепился частным резервом (дружиной Дмитрия Ольгердовича) ; здесь также неподалеку укрылся засадный полк. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции.
Подготовка к битве
Утро 8 сентября было туманным. До 11