В основе приобретения индивидуального опыта лежит способность к обучению. Под обучением понимается процесс, заключающийся в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта. Это возможно благодаря способности организма сохранять определенный срок элементы обучения, т.е. свойства памяти.
Стимулзалежне обучения. На ранних этапах фило-и онтогенеза живых существ приобретения индивидуального опыта (обучение) имеет неассоциированный, стимулзалежний характер. Оно обусловлено набором различных факторов и не требует их обязательной связи с целостной деятельностью организма. К этой форме обучения относятся сумацийний рефлекс, привыкание, запечатления (импринтинг), подражание (имитация).
Основой сумацийного рефлекса есть явления сенсибилизации (повышения чувствительности к существующим раздражителей) и фасилитации (облегчения запуска соответствующей реакции). В таких рефлексов относятся, например, освоение определенного маршрута передвижения, различение съедобных и несъедобных продуктов и т.п.. Сумацийни рефлексы не могут сохраняться длительное время и после исчезновения самостоятельно не восстанавливаются. Раздражители, которые их обусловливают, не имеют специализированного сигнального значения.
Привыкание представляет собой такую форму обучения, которая характеризуется устойчивым ослаблением реакции вследствие многократного повторения раздражителя не сопровождается каким-либо биологически важным агентом (пищевым, защитным и т.д.). Наиболее распространенной формой привыкания является ориентировочный рефлекс. («Что такое»? "), Который проявляется поворотом головы, глаз в направлении источника раздражения, выражением удивления и др.. Основными факторами развития этого рефлекса есть новость и неожиданность и значимость раздражителя для организма. При повторном раздражении реакция ослабевает и исчезает (гаснет).
Особой формой «одномоментного» обучения является импринтинг (закарбовування), установленный этологами отношении новорожденных животных. Импринтинг наблюдается в постнатальный период (критический или чувствительный), который длится от 6-8 часов до 4-5 суток. Например, у птиц реакция передвижения возникает сразу после рождения в ответ на первый движущийся объект, с которым птенец контактирует. Это могут быть мать, другие виды птиц, человек или любые движущиеся объекты. Явление импринтинга является результатом взаимодействия индивидуального опыта и врожденных свойств молодого организма. Полученная информация быстро фиксируется в механизмах памяти.
Подражание (имитация) заключается в том, что животные и человек в своем поведении ориентируются непосредственно на действия других животных или людей, которые их окружают. Особенно это характерно для молодых организмов.
На последующих этапах фило-и онтогенеза поведение приобретает все более активного ассоциативного ефектзалежного характера, т.е. определяется результатами контакта организма с окружающей средой. К этой форме обучения относятся ассоциации - условные рефлексы.