Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».
Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.
Содержание
[скрыть] 1История2Настольные и минидиорамы3Ныне действующие диорамы3.1Россия3.1.1Москва3.1.2Севастополь3.1.3Другие города3.2Молдавия3.3Украина3.3.1Запорожье3.3.2Мелитополь4Примечания5Литература6Ссылки
История[править | править вики-текст]
Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощрённая игра света вместе с зеркалами и пологом размерами 22×14 м диорамы Дагера и Бутона держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи.
Позднее декоратором Грониусом была устроена диорама в Берлине, откуда в 1851 году она была переведена в Петербург, где получила известность под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (всё — живопись), с которой при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.
Первая советская диорама «Взятие Ростова», посвящённая событиям Гражданской войны, была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
В создании диорам принимали участие М. И. Авилов, В. К. Быляницкий-Бируля, Г. Н. Горелов, Б. В. Иогансон, А. А. Лабас, А. В. Моравов, А. А. Пластов, Г. К. Савицкий, В. С. Сварог, П. П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников имени М. Б. Грекова, образованной в 1934 году.
В 1977 году Е. И. Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до начала перестройки — на ВДНХ в Москве.
Настольные и минидиорамы[править | править вики-текст]
Минидиорамы изображают сцены исторических событий (напр., оловянные солдатики, расставленные для изображения какого-либо известного сражения). Характерным примером такого рода служат диорамы, которые можно увидеть в Музее норвежского сопротивления (Norges Hjemmefrontmuseum) в городе Осло (Норвегия).
В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтези» для создания настольных игр. Обычно на таких диорамах сюжеты представлены в масштабе 1/35.