1. Литературовед и культуролог М. М. Бахтин в работе «К эстетике
слова» сказал: “…Каждый культурный акт существенно живёт на границах: и в
этом его серьёзность и значительность; отвлечённый от границ, он теряет
почву, становится пустым…” Думается, что в этом высказывании слово Граница не столько означает Раздел, рубеж, сколько является показателем связей культурных актов. В этом отношении одним из феноменальных культурных явлений является Роман (бессмертное произведение)с, Потому
что он обладает двойственной природой. Энциклопедия даёт такое
определение: “Музыкально-поэтическое произведение для голоса с
инструментальным сопровождением”. Такая формулировка подтверждает
важность каждой из его составляющих. В основе романса лежит текст,
поэтическое произведение. Композитор, положивший этот текст на музыку,
привносит в своё произведение личные, субъективные интонации. Это его
вариант “прочтения” стихотворения, его музыкальная интерпретация
поэтического текста. Новые оттенки в понимании романсного текста и
музыки появляются, когда романс исполняется. И голос певца-исполнителя, и
инструментальное сопровождение вносят в произведение свой колорит.
2. Слово Роман (бессмертное произведение)с Имеет латинские корни, испанское Romance означает буквально По-романски, то есть по-испански. В словаре Даля слово Роман (бессмертное произведение)с Помещено в одну словарную статью со словом Роман (бессмертное произведение), Для
которого Даль фиксирует немецкие и французские истоки. То есть романс
возник на границе культур разных стран и народов и на каждой
национальной почве претерпевал свои модификации. В Россию слово Роман (бессмертное произведение)с Пришло
в середине XVIII века. Тогда романсом называли стихотворение на
французском языке, обязательно положенное на музыку, хотя и не
обязательно французом. А романс как жанр русской вокально-поэтической
культуры назывался иначе — российской песней.
3. Интересно, что в конце XVIII — начале XIX века не музыка
создавалась к стихам, а было наоборот. На все известные музыкальные
образцы слагались тексты. Индивидуальная судьба — на общезначимый мотив.
В этом можно заметить ещё не преодолённое недоверие к личному,
субъективному, и в то же время это — начало понимания неповторимости и
индивидуальности каждого человека. Это были песни для всех: для
дворянской интеллигенции, городского мещанства, крестьян. Потому что
пели в этих песнях о счастье и несчастье отдельного человека, о муках и
“усладах” любви, об изменах и ревности, о жестокой страсти. Эти
человеческие переживания воспринимались вполне серьёзно, без тени
иронии.