Центральная фигура четвертого действия комедии А . С . Грибоедова «
Горе от ума» — Репетилов. Его образ имеет важное значение для понимания
идейного замысла пьесы и уяснения политической обстановки, сложившейся в
России в начале 20-х годов XIX века. В доме Фамусова состоялся разговор
Репетилова с Чацким. Ни один из героев - Горя от ума» не высказывается
так полно,как Репетилов. С ним в комедию словно врывается тьма людей —
так густо «заселены» его монологи, такие яркие характеристики дает он
своим знакомым. При входе Репетилов падает. Едва встав, он начинает с
того, что признается в любви Чацкому. Однако комичное появление героя не
позволяет относиться к его словам серьезно: падение Репетилова уже
настроило на ироническое восприятие и этих излияний, и его самого.
Чацкий хорошо знает цену Репетилову, а потому с досадой обрывает его:
Да полно вздор молоть.
Из речи персонажа мы узнаем о его прежней жизни:
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Играл! Проигрывал!
Но
так было раньше. Теперь же Репетилов не без гордости сообщает, что он
общается с «умнейшими" людьми. Он представляется участником
"секретнейшего союза" в Английском клубе. О чем же беседуют на "тайных
собраньях"? О "камерах, присяжных о Бейроне", т.е. о том, что
обсуждалось будущими декабристами и было близко такому человеку, как
Чацкий. Тогда почему же тот считает, что надо "взашеи прогнать" эти
тайны? В Репетилове Чацкий видит опошление дорогих для него понятий. В
начале 19-го века в дворянском обществе царила мода на либерализм.
Пустоту и шумную деятельность {а точнее, бездеятельность)
псевдолибералов и разоблачает Грибоедов в образе Репетилова. Под стать
этому персонажу и другие завсегдатаи Английского клуба. Понятие о
личности Евдокима Воркулова дает его любимая ария:
«А! Нон лашьяр ми, но, но, но».
Это
ария из оперы итальянского композитора Б. Галуппи «Покинутая Дидона».
Она не пользовалась успехом у подлинных ценителей музыки. А весьма
туманное название сочинения «гения» Удушьева — "Взгляд и нечто" —
невольно заставляет усомниться в его гениальности. Выясняется, что о
высокой честности на «тайных собраньях» рассуждают люди, нечистые на
руку.
"Секретнейший союз", о котором с восторгом отзывается
Репетилов, это показной либерализм. Сам же Репетилов - болтун и
бездельник. Правда, при этом он по-своему искренен. Репетилов не
является политическим приспособленцем (а ведь, как известно, некоторые
«либералы», умело используя настроения Александра I, делали карьеру). Он
действительно увлечен «секретнейшим союзом» и восхищается им.
Мнение
общества для Репетилова превыше собственного. Может быть, отчасти это
обусловлено склонностью героя к самоуничижению.Решающее значение здесь
имеет зависимость от молвы, вообще свойственная фамусовскому обществу.
Когда Репетилов услышал, что Чацкий «в уме сурьезно поврежден», он
поначалу не поверил этому. "Вранье", — прямо заявляет он. Но его
настойчиво убеждают в обратном, и вот уже Репетилов верит, что Чацкий
действительно сумасшедший. Да и фамилия героя — от французского гереtег
(повторять) — говорит о том, что он привык повторять чужие слова и не
имеет собственных мыслей. Репетилов занимает в комедии особое место. Он
появляется тогда, когда, казалось бы, никаких новых персонажей уже не
требуется. Главное, о чем хотел сказать автор, сказано. Столкновение
Чацкого, выразителя новых, порожденных временем идей, с фамусовским
обществом обозначено. «Подлейшего житья подлейшие черты» раскрыты.
Правда, именно из-за Репетилова Чацкий, находившийся в швейцарской,
узнает о клевете.
Образ Репетилова служит фоном, на котором еще ярче
выступают твердость, волевой характер главного героя — Чацкого, его
решимость в борьбе с фамусовским обществом.