Отрицательные:
Поход Батыя и 240-летнее иго разорили Русь. По подсчётам археологов, 49 русских городов были уничтожены Батыем. В 14 из них жизнь прекратилась навсегда, 15 превратились в сёла, возродились лишь 20. За последнюю четверть XIII в. Орда совершила 15 набегов на Русь. Переяславль-Залесский разрушался 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань – 3 раза, Владимир – 2 раза. В 1293 г. войско полководца Дюденя (Тудáна) – «Дюденева рать» по приказу хана Тохты разорила 14 городов (Владимир, Суздаль, Москву, Муром, Переяславль и др.). Во Владимире мародёры Дюденя даже вырвали медные плиты из пола Успенского собора. Историк В. Даркевич оценивает нашествие как «глобальное бедствие, катастрофические последствия которого были неисчислимы». «К 1241 г. на Руси наступил демографический спад, не сравнимый ни с какой эпидемией или голодом. Тактика массового террора была призвана парализовать волю к сопротивлению… В Суздале перебили «старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных». Генофонд народа был подорван. Атмосфера страха, всеобщей неуверенности в будущем при постоянном ожидании очередных набегов ордынцев надолго воцарилась на Руси». По силе разрушительного воздействия на ход русской истории нашествие не имеет себе равных. Оно унесло жизни огромного числа людей, разрушило экономику страны, сгубило памятники культуры, на два столетия поставив Русь на колени и едва не уничтожив саму русскую государственность. Ордынское иго — самая чёрная, самая страшная глава российской истории. В силу генетической памяти поколений русских людей Батый воспринимается как носитель некоего абсолютного зла, как «порождение преисподней». Между тем Батый получил от самих монголов прозвище «добрый хан» («Саин-хан»), он прославляется за свою кротость, справедливость и мудрость мусульманскими авторами.
2. На полвека остановились каменное строительство и летописание. Исчезли многие ремёсла (производство стекла, техника «перегородчатой эмали» в ювелирном деле и др.).
3. Иго положило начало отставанию Руси от Западной Европы.
4. Иго способствовало зарождению специфического «деспотического», самовластного стиля правления в Московском государстве.
5. Русские князья часто использовали Орду в междоусобной борьбе. Ордынские ханы разжигали междукняжеские распри по принципу «разделяй и властвуй».
Положительные:
1. Благодаря Орде прекратились междукняжеские усобицы, возникло сильное Московское государство.
2. Орда оказывала помощь Руси в борьбе с Литвой, Швецией, Ливонией. Л. Гумилёв писал о «военно-политическом союзе» Руси и Орды.
3. Положительное влияние ордынской культуры на русскую. Русские заимствовали у монголов боевую тактику, седло, лук, саблю, нагайку, систему счёта, многие слова («сарай», «кафтан», «колпак», «халат», «чулки», «деньги», «алтын», «дорога», «сундук», «богатырь» и т. п.), элементы костюма, ямскую почту. На ямских станциях (ямах) царил идеальный порядок. Указ хана Угэдэя определял нормы содержания ямов, устанавливал определённое число лошадей, повозок и снаряжения: «И если впредь у кого окажется в недочёте хоть коротенькая верёвочка против установленного комплекта, тот поплатится одной губой, а у кого недостанет хоть спицы колёсной, тот поплатится половиною носа». Учреждение ямов сыграло огромную роль в истории Монгольской империи. Ямская почта, столь необходимая на громадных пространствах Евразии, будет унаследована Московским царством, а затем и Российской империей.
4. Орда не притесняла православную церковь