Граф Савва Владиславич. Серб-дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины I
В издательстве "Скифия" (г.Санкт-Петербург) вышла в свет книга Й.Дучича "Граф Савва Владиславич. Серб-дипломат при дворе Петра Великого и Екатерины I".
Выдающийся сербский поэт Йован Дучич (1871 – 1943), потомок рода Владиславичей, в 1940 году написал книгу о Савве Владиславиче-Рагузинском, посвященную удивительной жизни своего предка, посвятившего всю свою жизнь освобождению собственного народа от турецкого ига, полагая, что свобода невозможна без помощи великой России.
Содержание книги основывается на многочисленных исторических свидетельствах и архивных документах той эпохи. Большое внимание автор уделил и личной трагедии Рагузинского, потерявшего всех своих детей.
Граф Савва Лукич Рагузинский незаслуженно забыт нашими современниками. А между тем он был одним из ближайших сподвижников Петра Великого: дипломат, разведчик, экономист, талантливый предприниматель очень много сделал для России и Санкт-Петербурга в частности.
Его настоящее имя – Савва Владиславич. Православный серб, родившийся в 1660 (или 1668) году, он в конце XVII века был вынужден вместе с семьей бе-жать от турецких янычар в Дубровник (отсюда и его псевдоним – Рагузинский, ибо Дубровник в то время звался Рагузой).
Получив в Дубровнике, Италии и Франции отменное образование, он организовал собственное торговое предприятие в Константинополе, и вскоре предложил свои услуги российскому посольству, предоставив ему тексты секретных договоров Турции с западноевропейскими странами.
Во время первого визита в Россию (1702 г.) он передал Петру бесценные сведения о турецком флоте и портах Черного моря, за что был пожалован деньгами, особняком в Москве и правом беспошлинной торговли в России в течение века!
После этого Владиславич вернулся в Константинополь, где продолжил разведывательную деятельность в пользу России, однако в 1704 году под угрозой смертной казни был вынужден бежать из Турции. Перед этим он приобрел в подарок Петру на невольничьем рынке Константинополя «арапчонка» Ибрагима Ганнибала, подарив тем самым России великого Пушкина.
По возвращении в Россию Рагузинский активно участвует в укреплении эко-номики страны. В частности, по его инициативе была проведена первая отечественная инфляция, выразившаяся во введении разменной медной монеты.
Во время подготовки Полтавской битвы он участвует в снабжении российской армии, а также добывает сведения о том, что Османская империя не выступит на стороне Карла XII.
За это Петр наградил его тремя имениями, принадлежавшими ранее предателю Мазепе.
В 1711 году он выступает с инициативой Прутского похода, главная цель которого – освобождение славянских народов Балканского полуострова от турецкого ига. После неудачи похода он заключает с турками крайне вы-годный мир, позволивший России сохранить силы для дальнейшей борьбы.
После этого Петр направляет Рагузинского в Италию, где тот ведет переговоры с папой Климентом XI и попутно наблюдает за обучением русских художников, моряков и других специалистов, заказывает скульптуры для Летнего сада, отправляет в Петербург итальянских специалистов, редкостные строительные материалы, инструменты и приборы для мастерской Петра, а также получает в подарок от папы античную статую Венеры Таврической, ныне хранящейся в Эрмитаже.
После смерти папы Климента Рагузинский возвращается в Петербург, откуда вскоре после похорон Петра отправляется во главе большого посольства в Китай.
По пути он основывает город Троицкосавск (ныне Кяхта), организует регулярное бурятское казачье войско.
В результате тяжелых длительных переговоров с китайским императорским двором подписывает так называемый Кяхтинский договор, который не только определяет границу России и Китая, но и устанавливает правовые отношения между двумя империями, длившиеся полтора века.
По возвращении в Петербург Рагузинский становится действительным статским советником, кавалером ордена Святого Александра Невского, однако его постигает судьба многих «птенцов гнезда Петрова» – забвение и отставка от государственных дел.
Савва Рагузинский скончался в 1738 году на своей мызе Матокса (ныне деревня Матокса Всеволожского района). Бывшего блестящего дипломата и разведчика хоронят в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, где он покоится и по сей день. На заупокойной службе присутствуют императрица Анна Иоанновна и великая княгиня Елизавета Петровна.
Тело графа покоится в головах могилы Суворова, однако надгробие могилы Рагузинского было утрачено еще во второй половине XIX века. В настоящее время ведутся работы по установлению в церкви мемориальной доски в память выдающегося деятеля Петровской эпохи.