Услышал(сов.в.,2.спр.) шорох; они дышат(несов.в. ,2 спр.) легко; травы лечат( несов вид ,2 спр.); захохочут( сов .вид ,1 спр.) дети; посеешь(сов вид ,1 спр.)
рожь; повысится( сов вид.,2 спр.) температура; не переносит ( несов в .,2 спр.)жар; хочет( несов вид,разноспрягаемый) подарок; снег рас-
таял( сов в.,1 спр.); надо приготовиться ( сов вид,2 спр.)к уроку; повеяло ( сов вид,1 спр.)холодом; стелет ( несов в.,1 спр.)постель; он
борется( несов вид ,1 спр.) со злом; выдержал( сов в.,2 спр.) испытание; заклеит( сов в ,2 спр.) конверт.
2.Запишите глаголы, выделите суффиксы.
Праздновать, пробовать, требовать, раскаиваться, опаздывать, инте-
ресоваться, отказывать, успокаивать, присутствовать( примечание : суффиксы я выделила жирным шрифтом ,так ,как сейчас .Но иногда выделение исчезает .Вот проверю )
В качестве бонуса за высокие баллы даю разбор глагола - алгоритм :
Памятка для морфологического разбора глагола ( разбор как части речи)1.начальная форма – это неопределённая форма ,отвечает на вопросы –что делать? что сделать?
2.Даю стишок ,чтобы запомнить порядок разбора: ВИД ,ВОЗВРАТНОСТЬ ,ПЕРЕХОДНОСТЬ И СПРЯЖЕНИЕ(это постоянные признаки глагола)А ЗАТЕМ ( слово ЗАТЕМ как бы указывает на переход к непостоянным признакам )мы у глагола найдём наклонение ,время ,род ( или лицо) ну и, наконец , число.3.Синтаксическая роль в предложении.
Как определить эти категории?
Вид- бывает совершенный и несовершенный ,зависит от вопроса : что делать? –несовершенный,что сделать ?– совершенный (.подсказка – если в вопросе есть С ,то и вид с буквой С (=Совершенный)Если в вопросе нет С ,то и вид без -С –(несовершенный)-любить( что делать? ) -несовершенный вид ;полюбить – что Сделать ? –вид Совершенный.-
возвратность – зависит от частицы СЯ – есть СЯ – глагол возвратный ,нет СЯ – глагол невозвратный( умыть - невозвратный , умытьСЯ- возвратный)
Переходность –определяем так : надо К ГЛАГОЛУ задать вопрос винительного падежа без предлога :КОГО? ЧТО?- любить ( кого ? что?) – можно мысленно «прилепить» существительное –(маму или кашу) .Если существительное «лепится», то глагол переходный ,если – нет – ( например, бежать (кого? что?) – нельзя "прилепить"существительное в винительном падеже без предлога – следовательно, глагол непереходный)Помни : если глагол возвратный ( то есть с частицей СЯ, он всегда непереходный )
СПРЯЖЕНИЕ –Запомни -ко 2 спр относятся ВСЕ глаголы на ИТЬ ( в неопр форме ) ,кроме БРИТЬ
СТЕЛИТЬ ( они -1 спряжения )
+ 11 исключений ( гнать ,держать ,смотреть и видеть
дышать ,слышать ,ненавидеть
и обидеть ,и терпеть ,и зависеть,и вертеть -вы запомните ,друзья ,их на Е спрягать нельзя .Все остальные глаголы - на АТЬ ,ОТЬ .ТИ .ЧЬ ,УТЬ и т д. это глаголы 1 спряжения
И ещё :в 1 спр - пишется Е ( гласная с 1 палочкой - как и само спряжение 1)-борЕтс
А во 2 спр пишется И ( гласная с двум палочками - как и в самом спряжении 2 ).строИт
Переходим к непостоянным признакам глагола.Наклонение ( изъявительное сослагательное ,повелительное ) – в основном глаголы стоят в изъявительном наклонении – это глаголы настоящего ,прошедшего и будущего времени (стоит ,стоял постоит ),сослагательное наклонение – имеет при себе частичку –бы ( стоял бы ),а повелительное – содержит приказ : (Стой!)
В изъявительном наклонении определим время ( см. выше )В зависимости от времени определим род ( если время прошедшее –мужской ,женский ,средний ) или лицо ( 1-ое 2-ое,3-е- если время настоящее или будущее)Ну и наконец – число ( единственное и множественное)
Синтаксическая роль в предложении у глагола ,как правило ,- сказуемое.