1. “Практический” подход Канта
Переходя к морали, Кант вдруг говорит, что всё это были пока – чисто “теоретические размышления” о нашем познании, а теперь он переходит в практическую плоскость, в которой всё иначе, потому что главный герой в ней – воля. Так появляется «Критика практического разума». Исходи из того, что внешний мир существует, и что ты в этом внешнем мире должен действовать так-то и так-то (этика). Этика Канта – глубокий вклад в историю философской мысли.
2. Призыв к моральной вере
Выход в такой ситуации только один – верить в Бога без всяких доказательств. Это не доктринальная, а моральная вера, которую «ничто не может поколебать, – считал Кант, – так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения».
Моральная вера не нуждается в систематическом обосновании, она реализуется в жизни. Наука и мораль – самостоятельные, не сводимые друг к другу сферы человеческого бытия. Между ними имеется определенная связь, но нравственность нельзя построить на основе научного знания. Категории долга, счастья, совести, зла и другие лежат в иной плоскости, нежели понятия науки.