Сто второй сонет Уильяма Шекспира относится к тематической группе сонетов, посвящённых другу, к подгруппе стихотворений, знаменующих собой торжество возобновлённой дружбы. Вероятным адресатом произведения является Генри Ризли – третий граф Саутгемптон, с 1594-го года являвшийся единственным покровителем Шекспира.
Восторженный, нежный, любовный тон первых ста двадцати шести сонетов цикла долгое время сбивал с толку и читателей, и исследователей творчества Шекспира: вплоть до начала XIX века считалось, что все сонеты английского драматурга посвящены женщине. Именно поэтому ими долгое время не интересовались, относя их к классической любовной поэзии. Как только адресат был установлен, сонеты тут же получили популярность и стали восприниматься в своём истинном значении. Любовная же манера обращения получила своё объяснение: в сонетном жанре так было принято объясняться в дружбе, которая по силе своих чувств ничем не умалялась любви.
Основная идея сто второго сонета связана с утверждением ценности любви в её единственном, зачастую единоличном и даже молчаливом звучании. По мнению Шекспира, настоящая любовь не требует бурных изъяснений (наиболее ярко эта идея проявилась в трагедии «Король Лир» на примере образа Корделии). Она кажется слабее только на фоне тех, кто выставляет свою душу напоказ, то есть сыплет набором штампованных признаний, превращая тем самым чувство в товар.
Образ Любви в сонете сливается с образом Красоты, воспеваемой Поэтом (символический образ – Соловей) в начале весны, под которой понимается расцвет дружеских отношений. В летнюю пору, отовсюду наполненную музыкой, пение соловья теряется, утрачивает свою ценность. В летней музыке явственно видна параллель между птичьими трелями, которые характерны для первой половины лета, общим поэтическим многоголосьем, рано или поздно возникающим в литературе по отношению к тому или иному жанру или теме, и неизменным для любви/дружбы нарастанием чувств, а следовательно и словесных признаний.
Первый катрен говорит об уединённости любви, второй – о невозможности молчать, когда любишь, третий – о гибели любви и красоты под влиянием обыденности. Сонетный замок (финальное двустишие) подводит итог лирическим размышлениям Поэта, пришедшего к мысли, что когда всё сказано, можно уже ничего не добавлять. Молчание не умалит силы любви и не будет раздражать того, на кого она направлена.