Где-то между 1710 и 1713 годами (документов, позволяющих установить более точную дату, не сохранилось) в селе Березове Алексинского уезда у стряпчего Федора Степановича Кондырева родилась дочь. Назвали ее Татьяной. В 1721 году семья перебралась на постоянное место жительства на остров Котлин, земли которого были жалованы Петром 1 многим своим сподвижникам, к коим относился и Федор Кондырев. Возможно, Татьяна познакомилась с будущим мужем, Василием Прончищевым, именно здесь, на Котлине.
Свадьба Василия и Татьяны состоялась 20 мая 1733 года. Василий к тому времени успел окончить Московскую навигационную школу и Морскую академию в Петербурге, после которой служил на Балтике. Незадолго до свадьбы, в январе 1733 года, «лучшего штурмана Кронштадта» , как аттестовало Василия начальство, включили в состав Второй Камчатской экспедиции Беринга.
Офицерам было разрешено взять с собой жен и детей
Экспедиция под руководством Василия Прончищева открыла несколько островов на северо-восточном побережье полуострова Таймыр. Это была первая экспедиция, составившая точную карту русла реки Лена от Якутска до устья, карту побережья моря Лаптевых от дельты Лены до залива Фаддея. 500 километров береговой линии - такова общая длина открытой Прончищевым береговой линии.
На обратном пути Василий Прончищев скончался в результате заражения, полученного при переломе ноги. А через 14 дней скончалась и его жена Мария Прончищева, тихо, в одиночестве на могиле своего любимого.
Покоятся останки супругов в устье реки Оленек на мысе Тумуль в одной могиле. Ее нашел в 1875 году польский геолог АЛ. Чекановский, оказавшийся в Сибири не по собственной воле. Как же случилось, что на карте значится имя Мария, хотя название, безусловно, давалось в честь жены капитана Василия Прончищева - Татьяны?
Факт участия Татьяны в экспедиции не афишировался. Даже в рапорте Беринга о смерти Василия Прончищева его супруга не упомянута. На карте же имя Мария появилось в результате ошибки картографа. В 1913 году экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в только что открытую глубоководную бухту моря Лаптевых. Надпись «М. Прончищевой» была сделана от руки на том месте карты, где расположена акватория бухты. Под буквой «М» , естественно, подразумевалось слово «мыс» . Но картограф, обрабатывавший материалы экспедиции в первые годы советской власти, решил, что надпись относится к бухте, а букву «М» счел инициалом, расшифровав, как первую букву имени Мария. Так появилась бухта Марии Прончищевой.