1 )Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих, сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.
Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. до н. э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики1, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.
Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua — вода и duco — веду).
2)Греческое искусство достигло высшего расцвета своей оригинальности непосредственно к тому времени, когда Платон в своих в высшей степени художественных сочинениях выступал с активной критикой его главных принципов. Концепция искусства как подражания природе была, по всей видимости, само собой разумеющейся не столько среди пытающихся уточнить и переформулировать ее теоретиков, сколько среди художников. Возмущение Платона можно хорошо понять, вспоминая разнообразные легенды, повествующие о подражательном мастерстве художников, создававших изображения, обманывавшие своим видом птиц и даже других мастеров. Как уже говорилось, Платон в «Законах» противопоставляет подобной художественной традиции искусство египтян, произведения которых, создаваемые по строгому канону и чуждые подражанию, направлены на изображение вечного и существенного, а не иллюзорного, а принципы изображения не меняются в течение тысячелетий.
3)В длительном процессе христианизации населения Боспора прослеживаются те же тенденции, что и в Херсонесе, а также Юго-Западном Крыму, где распространении и упрочение новой религии было тесно связано с целенаправленной церковной политикой Византии именно в VI в. Но, в отличие от Херсонеса и Боспора, населением Юго-Западного Крыма только в первой половине VI в. начали использоваться пряжки с христианской символикой, а христианские надгробия над могилами появляются только со второй половины VII в. Это позволяет говорить о том, что христианская идеология проникала в первую очередь в крупные позднеантичные городские центры Крыма, а уж затем к гетерогенному населению, тесно связанному с ними и находившемуся в орбите политики Византии.