Рассказ ведется от первого лица . Герою рассказа. ученику второго класса, подарили перочинный ножик, который он носил с собой в школу. Ножик был хороший, им пользовались и учитель. и ученики для заточки карандашей. Во время урока герой рассказа обнаружил пропажу ножика. Учитель, узнав об этом, сначала опросил всех учеников, каждого в отдельности, не брал ли он ножик. А затем стал проверять сумки и парты учеников, их карманы и даже обувь. Когда осталось обыскать трех учеников, герой обнаружил ножичек у себя в портфеле. Он вышел к столу учителя и молча показал найденный ножик. Учитель выгнал его из класса. Но восьмилетний мальчик не ушел далеко. он стоял у дверей школы и одноклассники, проходя мимо, говорили ему: "Эх ты... " "эх ты... " сказал и учитель.
Главному герою рассказа пришлось сделать нелегкий выбор между подлостью ( скрыть, что он нашел ножик) и фактически признанием того, что он своим опрометчивым обвинением обидел весь класс. всех товарищей, заставил учителя перешагнуть через нормы общечеловеческой морали и пойти на унизительную процедуру опроса и обыск ребят. Конечно, ошибка учителя была в том, что обыск надо было начинать с портфеля самого главного героя. Но в любом случае рассказ о том, какими мы видим себя и наше окружение. Мальчик изначально посчитал, что товарищи способны на воровство, особых сомнений у него не возникло. А о том, что он сам может быть виноват в данной ситуации, не подумал.
Рассказ учит нас доверять тем, кто с нами рядом, кто может называться нашим товарищем, другом, близким человеком и более критично смотреть на свои поступки.