В любом обществе всегда встает вопрос, что первостепенно: право или политика. Право должно писаться под политику, проводимую государством, или все же политика должна быть основа на законе?
Дело в том, что право тесно связано с государством и большинство правоведов считают, что эти явления не могут существовать друг без друга, ибо одно порождает другое. Государство — это, скорее политическое явление, нежели правовое, так как партия, придя к власти, становится правящей. Она формирует государственный аппарат и начинает реализовывать свою программу, представляющую вариант развития общества в целом.
Таким образом, право, государство, политика тесно связаны между собой. Главное в их связи — общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования. Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах — взаимоподдержки, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется, прежде всего, единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм — отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.
Проследив историю развития взаимоотношений права и политики, можно увидеть, что в государствах, где власть выходит за пределы права, доминирует государственное насилие. Так было и при рабовладельческом строе, и во времена феодализма, вплоть до буржуазно-демократических революций.
Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением.
Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм.
Доминирование права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры.
Исторический опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических режимов, когда право основано на универсальном принципе формального равенства.
Таким образом, в политических нормах и в отличие от првовых неизменно присутствует конкуренция программ и идей. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интеревов и целей различных социальных групп. Такая сила находится вне политических норм. Это право.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.
Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры.