Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.
Нравственные чувства являются положительными, когда обусловленные ими действия находятся в соответствии с требованиями общества и получают с его стороны одобрительную оценку. К ним относятся чувства доброжелательства, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, чувство справедливости, долга, дисциплинированности, патриотизма и т. д.
Человек, поступки которого идут вразрез с интересами общества и совершаются им не взирая на требования общественной морали, руководствуется в своем поведении недостойными с общественной точки зрения глубоко отрицательными чувствами индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, недоброжелательства и т. п.
В тех случаях, когда человек сознает недостойность своего поведения, несоответствие своих поступков требованиям общественной морали, когда он при этом остро переживает осуждение его поведения обществом, коллективом, другими людьми, мнение которых о себе он ценит, у него возникают такие нравственные чувства, как сожаление о совершенном поступке, чувство стыда, раскаяния и др.
Нравственные чувства — исторически развившиеся чувства. В классовом обществе они имеют классовую природу, так как вытекают из принципов классовой морали. Они усваиваются людьми в процессе общественной жизни и воспитания. В конечном итоге они определяются общественно-экономическим строем общества и господствующими в нем производственными отношениями между людьми. Так, капиталистическое общество, основанное на принципе частной собственности на средства производства и ничем не сдерживаемой эксплуатации человека человеком, является источником таких разрушающих личность человека и основу его нормальных отношений с другими людьми чувств, как индивидуализм (чувство, побуждающее человека руководствоваться в своем поведении исключительно личными интересами и выгодами) и эгоизм (т. е. индивидуализм, возросший до такой степени, когда в достижении личных выгод человек не останавливается ни перед какими, бесчестными по отношению к другим людям, поступками).
«Старое общество,— говорит В. И. Ленин,— было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент,— словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет». На этой основе вырастают зависть, недоброжелательство, себялюбие: «Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела нет до другого; если другой будет голодать, тем лучше, я дороже продам свой хлеб. Если я имею свое местечко, как врач, как инженер, как учитель, служащий, мне дела нет до другого. Может быть, потворствуя, угождая власть имущим, я сохраню свое местечко, да еще смогу и пробиться, выйти в буржуа».
Нравственные чувства советского человека произрастают из совершенно другой основы: они обусловлены общественно-экономическими условиями социалистического общества, основанного на принципе общественной собственности и свободного труда на общие нужды. Они вытекают из требований господствующей в советском обществе коммунистической морали, побуждают советского человека к преодолению трудностей в борьбе за построение нового, коммунистического общества, придают ему силу и энергию в его трудовых подвигах на пути к победе. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма... нравственность, это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.