«Юрьев день»
Художник С. В. Иванов
* Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства – основной массы населения страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено. Феодалы старались максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 г.: «А христианом отказыватися из волости, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего» (великомученика Юрия поминали весной и осенью, 26 ноября).
Это время было выбрано не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы видим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозят с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову…
Надвигались морозы – крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было обустроиться на новом месте. Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги» - ссуду зерном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. *
«Выход» в Юрьев день просуществовал до конца XVI века, пока не был принят указ, запрещающий переходить крестьянину от одного хозяина к другому. Именно, указ 1592 года запретил такой переход, которого раньше крестьяне ждали не один год. Это породило поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Из-за того что при расчетах хозяева часто обманывали крестьян, появилось и выражение «объегорить», где в основе слова лежит имя Егор (на Руси имена Егор, Григорий и Юрий являлись одним тем же именем).
У художника К. В. Лебедева написана картина на ту же тему - «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев день». Эта картина наглядно раскрывает крепостнический характер закона о Юрьеве дне.
Мы видим, что после уплаты «пожилого» у крестьянина, который в зимний день прощается за околицей с родным селом, ничего не осталось, кроме саней, лошади и собачонки. Ясно, что для спасения своей семьи от голода и холода он примет любые кабальные условия у другого помещика