М.В. Исаковский — известный поэт-песенник, сумевший в своем творчестве отразить лирическую сторону национального характера — чуткое понимание красоты в природе, в человеке, в поступке, тонкость и стыдливость чувства, любовь ко всему живому. В отличие от других поэтов, М. Исаковский не был на фронте. Тяжелая болезнь глаз заставила его остаться в тылу (еще в детстве ему угрожала полная потеря зрения). Об этой личной трагедии поэт писал трудными и скорбными словами: И горько мне, что я — больной и хворый, Что без меня идут они на бой, На бой за родину, судьба которой Навеки стала нашею судьбой. «Это написано в страшные дни 1942 года, и многое из того, о чем мечтал поэт, сбылось. Да, его песня стала неизменным спутником бойцов, она направляла оружие солдат». Стихотворение «Огонек» было написано в 1942 году. Оно отличается стройной и гармоничной композицией. 19 апреля 1943 года стихотворение было напечатано в газете «Правда». Многие композиторы пробовали написать музыку к этим стихам, однако автор дошедшей до нас песни остался неизвестен. Впервые песня прозвучала в 1947 году в исполнении Владимира Нечаева. По своему жанру стихотворение близко к повествовательным жанрам, оно напоминает нам рассказ в стихах. Первая строфа — это простой рассказ о расставании девушки с любимым, уходящим на войну. Эта строфа напоминает нам краткое сообщение об обычном факте. Но уже во второй половине строфы голос поэта становится более эмоциональным, появляется образ, приобретающий символическое значение: И пока за туманами Видеть мог паренек, На окошке на девичьем Все горел огонек. Простой огонек становится символом негасимой любви, «памяти матери-Родины о солдате»1. Вторая строфа повторяет образную структуру первой. Вначале поэт скупо сообщает факты: «Парня встретила славная Фронтовая семья…». Затем вновь следует эмоционально окрашенное четверостишие. Герой вспоминает о самом дорогом в жизни: Но знакомую улицу Позабыть он не мог: Где ж ты, девушка милая, Где ж ты, мой огонек? «Здесь эмоционально новый оттенок, строки звенят светлой тоской по утраченному. Но огонек не потух, он горит в памяти лирического героя. И за этим последуют еще две точно так же построенные строфы, где в первой половине сообщается факт, а во второй дано его поэтическое осмысление. И всюду будет меняться эмоциональное настроение в рефрене. В третьей строфе грусть сменится надеждой: Все, что было загадано, В свой исполнится срок, — Не погаснет без времени Золотой огонек. У огонька, который сначала был просто огоньком, потом получил определенное назначение (мой огонек), появится эпитет «золотой». <…> И, наконец, в рефрене четвертой строфы чувство надежды и веры переходит в активное действие»: И врага ненавистного Крепче бьет паренек За Советскую родину, За родной огонек. Стихотворение написано восьмистишиями — октавами. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («золотой огонек», «врага ненавистного»), метафору («Что любовь ее девичья никогда не умрет…»), метонимию («Где ж ты, мой огонек?»), анафору и синтаксический параллелизм («Всюду были товарищи, Всюду были друзья…»), инверсию («Но знакомую улицу Позабыть он не мог…»).