Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные споры и который не волновал бы так каждого гражданина родного отечества, как вопрос о том, откуда есть пошла земля русская, кто такой Рюрик и его «варяги»?
В поисках соответствующего термина в древнесеверных языках Байер нашел, однако, лишь единственное приближенно напоминающее «варяг» слово «вэрингьяр» (имен. падеж множ. числа), из которого лингвисты до сих пор затрудняются хотя бы искусственно смоделировать именительный падеж единственного числа. Больше того, «вэрингьяр» упоминается в древнесеверных источниках как «наемные телохранители византийских императоров», как правило называвшие сами себя «русами» по происхождению, а не «норманнами» или «свеями».
Тем не менее это не смутило Байера, заложившего основу так называемой «норманнской теории» происхождения государственности на Руси. Тогда и в последующие два с половиной столетия гипотеза Байера нашла поддержку эрудитов как из числа герма-ноязычных же ученых (Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, И. Э. Тун-ман, X. Ф. Хольманн, К. X. Рафн, А. А. Куник, В. Томсен, Ф. А. Браун, Т. Я. Арне, Р. Экблом, М. Р. Фасмер, А. Стендер-Петер-сен) в России и за рубежом, так и среди русскоязычных (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, М. Н. Погодин, А. Л. Погодин, А. А. Шахматов, В. А. Брим, А. А. Васильев, Н. Г. Беляев, В. А. Мошин, В. Кипарский). А патриотический запал М. В. Ломоносова, С. П. Крашенинникова, как и нестандартные по форме сочинения Ю. Венелина, дали повод норманнистам обвинять этих и последующих аитинорманинстов в том, что их сочинения — всего лишь плод патриотических настроений или хуже того — фантазия дилетантов.