На территории Казахстана в эпоху бронзы (II - начало I тыс. до н.э.) жили андроновские племенаевропеоидного типа. По мнению антрополога О.Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников – андроновцев, особенно уйсунов.
С вторжением гуннских племен среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI-IX вв. н.э.). Как местное население, так и пришельцы были тюркоязычнымиплеменами.
Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности, резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворилисьсреди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи, а у местных тюркских племенусилилась монголоидность облика. На казахской земле появились новые племена конратов, жалаиров, мангытов, барласов. Сложение казахской народности было отброшено на 150-200 лет.
Этнополитической общностью называют население определенного региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений родов и племен. Жители Белой Орды именовались «узбеками», «узбек-казахами», а жители Ногайской Орды – «мангытами» или «ногаями».
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В Жетысу в Могулистане наиболее многочисленными были племена уйсунов. В этнополитическую общность с уйсунами входили также племенадулатов и канлы, поэтому часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли «дулаты». Жетысу являлось одним из регионов этнополитической общности древнего казахского народа, ядром которого являлись уйсуны.