В конце XVII в. перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи: выход к Балтийскому и Черному морям, а также воссоединение древнерусских земель. Международная деятельность Петра I началась с борьбы за выход к Черному морю. Однако после визита за границу в составе Великого посольства царю пришлось сменить внешнеполитические ориентиры. Разочаровавшись в плане выхода к южным морям, который оказался в тех условиях невыполнимым, Петр усвоил для себя задачу вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей с развитыми странами Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России. Кроме того, в создании антишведского союза Петр нашел заинтересованных лиц. В частности, польский король и саксонский курфюрст Август II Сильный также имел к Швеции территориальные претензии. В 1699 г. Петр I и Август II оформили русско-саксонский Северный союз ("Северная Лига") против Швеции. К союзу Саксонии и России присоединилась также и Дания (Фредерик IV).
В начале XVIII в. Швеция представляла собой наиболее мощную державу балтийского региона. В течение всего XVII столетия ее могущество прирастало за счет захватов Прибалтики, Карелии, земель на севере Германии. Шведские вооруженные силы насчитывали до 150 тыс. чел. Они обладали отличным вооружением, богатым опытом военных действий и высокими боевыми качествами. Швеция была страной передового военного искусства. Ее полководцы (прежде всего, король Густав-Адольф) заложили основы военной тактики того времени. Шведская армия комплектовалась на национальной основе, в отличие от наемных войск многих европейских стран, и считалась лучшей в Западной Европе. Швеция располагала также сильным военно-морским флотом, который насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с личным составом 13 тыс. чел. Военная мощь этого государства покоилась на солидном индустриальном фундаменте. В частности, Швеция имела развитую металлургию и была крупнейшим производителем железа в Европе.
Что касается российских вооруженных сил, то в конце XVII в. они находились в стадии реформирования. Несмотря на значительную численность (200 тыс. чел. в 80-е гг. XVII в.), они не располагали достаточным количеством современных видов вооружений. Кроме того, внутренние смуты после смерти царя Федора Алексеевича (стрелецкие бунты, борьба Нарышкиных и Милославских) отрицательным образом сказались на степени боеготовности российских вооруженных сил, затормозив продение военных реформ. В стране почти отсутствовал современный военно-морской флот (на предполагаемом театре боевых действий его вообще не было). Недостаточно было развито и собственное производство современных вооружений, вследствие слабости промышленной базы. Таким образом, Россия вступила в войну недостаточно подготовленной для борьбы со столь сильным и умелым противником.