Медвежьем углом в старину называли Урал; и верно, куда не глянешь, кругом леса, горы да болота, лишь кое-где редко-редко встретишь заброшенную деревушку. Первыми людьми поселившимися здесь, были беглые крестьяне, ушедшие от тяжёлой барщины за «Камень», как в те времена звали Урал. Однако не долго длилось их вольное житьё. Прослышав о подземных богатствах горного края, прислал сюда царь свои войска. А следом за ними пришли помещики и заводчики. Всех вольных сделали крепостными, под барабан на работу сгоняли, под барабан сквозь строй водили, непокорных плетьми до смерти забивали людей. А сколько людей в шахтах да рудниках погибло — и сосчитать невозможно! И куда убежишь, когда вокруг солдаты, полиция... Одна надежда вырваться из крепостной неволи – так это чудом наткнуться на золотую жилу либо напасть на россыпь самоцветных камней…
Бывало, бьется человек всю свою жизнь; и в шахте работает, и медь да железо плавит, и золотом промышляет, а все не может из нищеты выйти. А потом вдруг повезет — такой камень отыщет, что средь заводского начальства переполох поднимется. Срочно в самый Санкт-Петербург отправляют счастливую находку, ну и горщику дадут, конечно, за труды немного денег. Вздохнет посвободнее человек, откупится от барина.
Однако, работали-то все, а на свободу выходили лишь единицы…
—Не в труде тут, значит дело, — рассуждали знающие люди, — а в счастье. Видно, такой уж это человек везучий, а может, помощь ему была со стороны Хозяйки Медной Горы, а может, его на дорогую россыпь навела Голубая змейка либо Огневушка-Поскакушка...
С давних времен среди уральских горнора¬бочих ходило много легенд о чудесных помощ¬никах рабочего человека. В одном месте это был Козел Серебряное копытце, в другом — Голубая змейка…
Колесом катится Голубая змейка по траве; с одной стороны сыплется у нее черная пыль, а с другой — золотой песок. Только успевай примечать, где она прокатилась и оставила на земле свой след,-тут и будет золотая жила.
Приносил богатство людям, а с ним и свободу, и Козел Серебряное копытце. На правой передней ноге у козлика серебряное копытце; в каком месте топнет он этим копытцем,— там и появится дорогой камень.
Порой делала людей счастливыми и бабка Синюшка. Неспроста ее прозвали Синюшной. У лесной бабки и платье, и платок, и глаза синие-пресиние, как синий туман, что стелется над глухими таежными болотами. Где бабка Синюшка,— там и подземное богатство схоронено. Как уви¬дишь бабку Синюшку, рассказывают старожилы, сними ее с места и откроется перед тобой глубокий колодец, полный золота да дорогих каменьев...
Илья, герой бажовского сказа «Синюшкин колодец», не раз слышал о таинственной храни¬тельнице подземных сокровищ, а однажды ему даже посчастливилось увидеть ее на Зюзельском болоте. Помогла бабка Синюшка Илье, собственными руками приподнесла ему лукошко с уральс¬кими самоцветами.
После Ильи многие пытали счастье на Зюзельском болоте. Все хотели встретить бабку Синюшку, увидеть, как она оборачивается красной девицей, да ни с чем возвращались домой, дру¬гие же и вовсе сгинули...
— В чем здесь секрет? — ломали голову рабо¬чие из тех, что помоложе. Старые же горщики сразу смекнули в чем дело. — Бабка Синюшка, — пояснили они, всякому может показать бо¬гатство: вот, мол, оно перед тобой — бери. Нагребет тут жадный полную кошелку, еле от земли оторвет, а придет домой — все богатство по¬плывет синим болотным туманом. Лентяю да корыстному человеку еще никогда не пошли на пользу синюшкины сокровища. А вот человеку честному, работящему бабка Синюшка не раз помогала, потому что рабочий человек своим трудом заслужил синюшкин подарок.
Б. Заболотских