Домашнее задание на 16 мая 2017 г.
8А класс
Прочитайте текст и выполните задания А1-А5, В1-В15.
(1)Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (2)Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. (3)Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...
— Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и апатично налег на весла.
— Далече!
Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. (8)Но гребец был прав: оказалось действительно далеко.
(9)Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (10)Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом — и путь кончен... (11)А между тем — далеко!..
(12)И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. (13)Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все горел впереди, переливаясь и маня, — все так же близко и все так же ... .
(14)Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. (15)Много огней и раньше, и после манили не одного меня своею близостью. (16)Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. (17)И опять приходится налегать на весла...
(18)Но все-таки... все-таки впереди — огни!..
(В. Короленко )
Часть 1
А1. Определите тип и стиль речи данного текста.
описание, художественный +
повествование, научный
рассуждение, публицистический
повествование, художественный
А2. Какое высказывание противоречит содержанию данного текста?
Описанные события происходили осенним вечером.
Ночные огоньки кажутся обманчиво близкими.
Плыть до нужной цели было недалеко. +
Река, по которой плыли путники, была замкнута скалистыми горами.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос «Почему повествователю вспоминается река и живой огонек?»
Потому что это было самое яркое жизненное впечатление.
Потому что жизнь часто манит собой, как огоньки.
Потому что эта картина напоминала ему о приятных минутах жизни. +
Потому что жизнь такая же яркая, как горящий в ночи огонек.
А4. Укажите, какое из слов, приведенных ниже, пропущено в предложении 13 «...все так же близко и все так же ....»
далеко
высоко +
нелегко
тяжело
А5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16 «Но жизнь течет...»
метафора +
эпитет
гипербола
аллегория
Часть 2
В1. Подберите и запишите синоним к слову апатично (предложение 5).
В2„ В предложениях 12-13 найдите и укажите слово с чередующейся гласной в корне.
В3. В предложениях 1-7 найдите и укажите слово, в котором правописание нн определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на -н- с помощью суффикса-н-, пишется нн».
В4. Из предложения 14 выпишите все местоимения.
В5. Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.
В6. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью
ПРИМЫКАНИЕ.
В7. Среди предложений 14-17 найдите и укажите сложное предложение.
В8. Среди предложений 1-3 найдите и укажите простое, односоставное, безличное предложение.
В9. Среди предложений 1-5 найдите и укажите простое предложение с уточняющим обстоятельством места.
В10. Среди предложений 12-15 найдите простое, осложненное причастным оборотом.
В11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры(-у), обозначающие запятые(-ую) при деепричастном обороте.
И долго еще мы плыли по темной,1 как чернила,2 реке. Ущелья и скалы выплыавли,3 надвигались и уплывали,4 оставаясь назади и теряясь,5 казалось,6 в бесконечной дали,7 а огонек все горел впереди,8 переливаясь и маня,9 — все так же близко и все так же ... .
В12. Среди предложений 3-7 укажите простое с однородными сказуемыми.
В13. Среди предложений 2-7 укажите предложение с прямой речью, прерываемой словами автора.
В14. Укажите синтаксическую роль слова приближаться (предложение 9).
В15. Среди предложений 15-18 укажите неполное предложение.