В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е
годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив
восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму —
все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно преследовались и
подавлялись. Через два года после появления в печати “Героя нашего
времени” А. И. Герцен писал: “Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь
ужас, всю трагическую сторону нашего существования? ”
“Герой нашего
времени”, — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет,
.составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Лермонтов высказал “едкие истины” о жизни этого поколения, о его
бездействии, растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе
типичного молодого человека того времени — Печорина. Каков же герой
начала XIX века в представлении Лермонтова?
Его судьба трагична.
Григорий Печорин выслан из Петербурга за некую “историю” (очевидно, за
дуэль из-за женщины) на Кавказ, по дороге с ним приключается еще
несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Кавказ, затем
некоторое время путешествует и, возвращаясь из Персии домой, умирает. За
все это время он очень много пережил сам и во многом повлиял на жизнь
других людей. За свою жизнь Печорин разрушил много человеческих судеб —
княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого.. . Почему же так
получилось?
Ведь Печорина можно назвать весьма неординарным, умным,
волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая образованность,
культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом. Кроме того,
его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может
удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого
ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую
влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать
чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет в своем
дневнике: “...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше
действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен
умереть или сойти с ума... ”
Героя лермонтовского романа не
устраивает такая судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои
силы на действия его недостойные. Он разрушает гнездо “мирных”
контрабандистов, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от
нее, убивает на дуэли Грушницкого.. . Мы видим, что Печорин не считается
с чувствами других людей, практически не обращает на них внимания.
Можно сказать, что поступки этого человека глубоко эгоистичны. Тем более
эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери, Печорин
рассказывает: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на
моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали —
и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделался
завистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . я
сделался нравственным калекой... ”
Но мне кажется, что нельзя
обвинять только самого Печорина в том, что он “сделался нравственным
калекой”. В этом виновато также общество, в котором нет достойного
применения лучшим качествам героя. То самое общество, которое мешало
Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так
Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он “хоронил лучшие
свои чувства в глубине сердца, там они и умерли”.
Таким образом,
можно сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия, с
одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся “силы
необъятные”, а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и
разрушающий жизни. Печорин — это и “злой гений” и в то же время жертва
общества.