Деревья всегда занимали особое место в жизни людей. Без преувеличения можно сказать, что история нашей страны будет неполной без истории отношений человека и дерева. С незапамятных времен символом России стала береза, как нельзя лучше выражающая характер народной души. Да и другие деревья дороги сердцу каждого россиянина. Не случайные среди старинных названий сел и деревень так часто встречаются названия, так или иначе связанные с лесом, да и слово «деревня» говорит само за себя. В творчестве русских поэтов в изобилии представлены образы деревьев, которые чаще всего являются посредниками между миром людей и миром Природы.
Для русского человека лес был и храмом и мастерской. Крестьянин никак не мог обойтись без дерева. Так, лучина из березы помогала коротать долгие зимние вечера, а березовые дрова, дающие большой жар, ценились особенно высоко. С незапамятных времен славяне использовали бересту – березовую кору. На ней писали, из нее творили всевозможную утварь. А лапти! Эту легчайшую обувь плели из лыка, которое обдирали с молодой поросли липы на огромных территориях русской земли. «Всякое лыко в строку», — гласит народная поговорка, не только в переносном, но и в прямом смысле утверждая важность липы в домашнем хозяйстве. Повсюду напоминала о себе смола сосны – из нее получали деготь, которым смазывали оси колес и сапоги, что было особенно важно в условиях бездорожья. Хозяйственную ценность представляли гибкие и прочные ивовые прутья, из них плели корзины, легкую удобную мебель, делали множество других необходимых в быту вещей. Древесина дуба, клена, липы ценилась за красивую текстуру рисунка, прочность, долговечность, эти породы шли на изготовление мебели и домашней утвари – табуреток, скамеек, столов, ларей, сундуков, корыт, ковшей; изящной деревянной резьбой украшались интерьеры домов. В качестве подельного материала высоко ценились кленовые и тополиные капи-наплывы на стволах в виде наростов или утолщений. Вещи служили долго, не рассыпались и не трескались. К сожалению, вся эта обстановка почти исчезла из современного обихода.
Русский человек не забывал и о присущем Природе храмовом начале, поэтому приближал лес к себе. Едва ли не в каждой усадьбе были разбиты березовые, липовые, дубовые, сосновые аллеи, роскошные тенистые парки. Уже и следов не осталось от усадеб, а деревья шумят до сих пор.